hiSocrates

«Удали меня из друзей». Философия социальных сетей


Кто-то скажет, что слова типа «вздор» и «бред» не подходят для объективного философского анализа. Возможно, они правы, однако они не учитывают одной важной вещи. Порой, чтобы получить наиболее объективную и правдивую картину происходящего, нужно быть сильно затронутым и небезразличным к рассматриваемой вещи, а если так, ты уже субъективен.

Действительно, какого черта? Феномену социальных сетей уже по-хорошему больше 10 лет, а мы так и не удосужились подвести под это хоть какую-нибудь состоятельную или хоть какую-нибудь несостоятельную теорию. Если все молчат, то я начну…

Первоначально эта статья предназначалась для показательной порки и демонстрации болезненности такого феномена, как социальные сети, но, увы, все больше погрязая в дебри аналитики и здравого смысла, я был вынужден признать, что в этом явлении больше граней, чем одна. Ну ладно, надо остыть и сказать пару слов по существу.

О ком это все?


Уж так нелепо устроен современный человек, что в нем прослеживается две отчетливо противоречивые тенденции: «атомизация» и все большая индивидуализация с одной стороны, а с другой - витальная зависимость от того, от чего он так стремительно пытается убежать – от Другого. Со времен Античности через Декарта современный человек приобретает все большое уверенности в собственной исключительности и в правоте собственных действий.

Человек уже достаточно силен, чтобы не бояться окружающего мира, и более того, он способен его подчинить собственным нуждам. Отныне весь мир существует для него и крутится вокруг него. Однако он не до конца разобрался с другой проблемой – с самим собой.

Человек изначально обременен такими чувствами как тревога, одиночество, ощущение пустоты. Они происходят от первоначальной неустроенности человека в мире, у него нет четкого места, где бы он чувствовал себя «как дома» — в том-то все и дело, что этот «дом» он и должен найти или создать сам. Эта принципиальная неустроенность побуждает его к поискам того места, где проблема будет почти полностью решена.
Возможно, это базальное чувство и есть первоначальный стимул к созданию человеческой культуры и цивилизации. Однако, создав «вторую природу», или свое место обитания — «культуру», человек все еще вынужден дообустроить себя уже в рамках вновь созданного дома.

Так, каждому индивидууму необходимо находиться в собственной ячейке, культурной среде, социальной группе, чтобы чувствовать взаимосвязь с окружающим его миром.

Более того, каждая среда предполагает особое место, некую точку сбора, ту вокруг которой собираются все остальные. Та точка, которая создает иллюзию, что человек не одинок.

Вероятно, на заре становления человеческой цивилизации подобные места формировались вокруг огня, или точнее сказать, костра или очага. Безусловно, первобытным людям были необходимы подобные места, ведь они обеспечивали выполнение жизненно важных функций, таких как питание и обогрев. Однако помимо этого очаг выполнял другую, не менее важную, функцию – он давал чувство единения и защиты. Скорее всего, именно поэтому даже современному человеку приятно смотреть на огонь – он напоминает ему то первобытное чувство умиротворения и взаимосвязи с другими.
Затем, с развитием человеческой цивилизации подобные места также претерпели изменения. С ростом населения и усложнением социальной структуры человек изобрел себе новое место, которое призвано выполнять все ту же функцию. Однако новое место серьезно отличалось от первобытного очага, так как помимо главной функции, оно давало ряд дополнительных возможностей для удовлетворения растущих потребностей человека.

Отныне человеку мало иллюзии, что он не одинок, теперь ему необходимо вновь найти себе место в социальной структуре и выработать собственное отношение к ней.

На мой взгляд, всем этим потребностям отвечала базарная площадь. Универсальное место, чтобы увидеть всех и быть увиденным всеми. В западной культуре у этого места появилось собственное имя «агора». Так, наиболее известная базарная площадь — «афинская агора». Это место представляло собой средоточие религиозной, политической и общественной жизни. Новая точка сбора со сложной структурой социальных коммуникаций, которая давала возможность удовлетворения любых человеческих потребностей: от примитивных до высокодуховных. Не зря именно афинская агора стала новым очагом ментальной трансформации западного человека: именно на ней Сократ вел свои знаменитые философские беседы, которые впоследствии стали основой европейской интеллектуальной традиции.

Итак, осмелюсь предположить, что современные социальные сети подобны «базарной площади» - этакому универсальному месту, всеобщему “театру” для человека, где он может быть зрителем и актером одновременно. Однако это «цифровая агора» имеет ряд специфических особенностей, которые присущи только ей.

Сомнительная связь.


Есть расхожая идея, что социальные сети и интернет соединяют людей. Возможно, это так и есть, но редко ставится вопрос о качестве и характере этого «соединения». Безусловно, у самого проекта интернета первоначально не было задачи соединить именно людей, его главной задачей было быстрая и эффективная передача информации, с которой он успешно справляется и по сей день. Однако социальные сети задумывался как некий ресурс по объединению людей между собой. Самая первая социальная сеть classamates.com объединяла людей только по определенному признаку – принадлежности к определенной школе, то есть эта социальная сеть соединяла между собой бывших одноклассников. Далее с развитием социальных сетей критерии интеграции были практически полностью нивелированы – каждый мог общаться с каждым вне зависимости от принадлежности к той или иной группе.

Казалось, что это открывает большие возможности по объединению людей: нет государственных границ, классовые ограничения также размыты, необходим только доступ в интернет. Хорошие условия для поиска «нового друга»?! Точно? Вы уверены, что именно друга?

Возможно, это и есть главная проблема социальных сетей. Характер взаимосвязи таков, что он не предполагает глубоких и искренних эмоций и чувств, которые необходимы в полноценном общении, так как связь в любой социальной сети – функциональна. Вполне вероятно, что и в социальных сетях сохраняется первичная задача интернета – передавать информацию. Однако наравне с «традиционной информацией» социальные сети привносят свой собственный информационный поток – информацию о пользователе и от пользователя. Посмотрите, как именно устроены новостные ленты: в ней перемешаны новости из групп, на которые ты подписан, с тем, что «выкладывают» «твои друзья». Эти потоки информации никак между собой не разграничены. И из этого получается, что, скажем, новостной пост о курсе рубля равнозначен посту твоего «друга» о его путешествии за границу.

Создание собственной новости пользователем – это, пожалуй, одна из сильнейших сторон социальных сетей.

Благодаря ей почти любой из пользователей способен рассказать о какой-либо проблеме, попросить помощи в сложной ситуации и прочее. Не зря именно через социальные сети сборы средств для помощи нуждающимся так эффективны. Более того, достаточно вспомнить «арабскую весну». В основном, протестующие были созваны через социальные сети. Таким образом, получается, что в этих аспектах социальные сети весьма полезны.

Также нужно сказать, что даже такой функциональной связи может хватить для поддержания отношений с другом, который, к примеру, уехал в другой город. Если первоначально отношения были крепкими, социальные сети способны как минимум помочь «держать связь» со старыми друзьями. Так как в данном случае все аспекты дружеского общения уже присутствуют в отношениях – необходимо только решить техническую проблему коммуникации. Социальные сети очень хорошо в этом помогают.

Но, если внимательней посмотреть на контент социальных сетей, все ли из пользователей «юзают» их корректно?

«Твой средний друг» из твоего «френд листа» в 80% случаев передает информацию о себе самом или о том, что ему нравится (репосты на его странице). Если ваши интересы совпадают, это в какой-то мере может быть полезным для тебя. Но зачастую это бесконечный поток саморекламы. Возможно, в ней нет ничего страшного, если соблюдать меру. Но, к сожалению, у каждого найдется такой «друг», который давно ее уже перешел, и знак «мера» для него превратился в точку. Бесконечный поток «бреда» из «г@внопабликов» вперемешку с «селфи». В эти моменты ты теряешь веру в такой проект как социальные сети.

Log out


Почему так происходит? Откуда берется зависимость от социальных сетей? Ясное дело, что подобными действиями «юзер» пытается добиться признания и одобрения. Но, почему однажды его добившись, он только наращивает обороты? На мой взгляд, это происходит из-за трех вещей.


Первое – это достаточно простой стимул, если выражаться языком Эриха Фромма, который заключается в простоте формы «одобрения и признания» — «лайки и комментарии» под постом или фотографией как бы не додают ему того ощущения, за которым он все это делает.

1000 лайков и 500 комментариев от едва знакомых ему людей принципиально не способны доставить чувство признания, так как это символ сиюминутного и поверхностного интереса к его персоне, и не более. Лайки равняются лайкам, не надо возлагать на них больше того, что они могут дать.

Вторая причина – в высоком темпе обновления информационного потока, который провоцирует особо «социализированных» персон к постоянной активности.

Чтобы попытаться угнаться за чувством одобрения, такому «юзеру» необходимо постоянно быть в «ленте», чтобы он был заметен и у него были шансы заполучить «лайки». В противном случае, его просто-напросто «смоет» потоком все новой и новой информации, и его никто не заметит. «Wanna be liked – be on the top».

Третье — простота действия.
Чтобы получить желаемые лайки, не надо сложных действий: не надо особо думать, не надо напрягаться, достаточно сделать фотографию или репост — и кто-нибудь сжалится и поставит-таки лайк. Серьезно, посмотрите повнимательнее на контент страницы большинства пользователей. Подавляющие количество материала — это фотографии или репосты из пабликов. Не правда ли заманчивый способ, не напрягаясь получить иллюзию одобрения?

Ярмарка тщеславия.


Как уже говорил, у современного человека отчетливо прослеживается тенденция к все большей индивидуализации. Отныне его не устраивает только принадлежность к определенной группе или социальному классу, ему еще необходимо стать чем-то особенным по отношению к другим. Для реализации этой потребности он пытается отвоевать свое личное пространство, создать свою ячейку, которую он будет обустраивать только так, как хочется ему.

Возможно, но социальные сети как раз и представляют одну из модификаций подобных ячеек. Профиль в социальной сети — удобное место попытаться заявить о своей исключительности всем остальным, при этом оставаясь отделенным от них. Но что любопытно, каким именно образом обустраивается эта ячейка? Ровно при помощи того же принципа, которым руководствуются все остальные – его можно кратко сформулировать как «я наилучший». Ни для кого не секрет, что пользователи социальных сетей зачастую показывает только свои «выгодные» стороны: он выкладывает самые удачные фотографии, он рассказывает о самых интересных события, на которых он был, и т.д. Это подобно правилам поведения в обществе: если ты показываешься на глаза другим людям – будь любезен хотя бы одеться.

Но негласный закон тщеславия социальных сетей требует от нас «выряжаться в вечерние наряды», когда нам просто надо «сходить за хлебом». Если ты ему не следуешь – ты никому не интересен.

Посмотрите на профили тех пользователей, которые выкладывают «некачественные» фотографии, или не выкладывают их вовсе – у них зачастую мало «друзей» и подписчиков. Ярмарка тщеславия стара как мир.

Но что делать, если пользователю не о чем рассказывать и он не «жан поль бельмондо» или «наоми кэмпбелл»? В этом случае есть большой соблазн «сфабриковать» образ, который будет интересен для других. Не отобразить себя только под выгодными ракурсами, а именно сызнова создать «аватар».

Современные технологии потворствуют этой тенденции. Зачастую пользователю достаточно верно выбрать ракурс, исключив все ненужное из кадра, поставив многозначительную подпись и все – он «успешный бизнесмен, который идет к цели, несмотря ни на что». Меня жутко веселят подобного рода фото молодых парней, которые фотографируются за рулем роскошного автомобиля своего друга или, хуже того, просто в автосалоне. Уверен, пролистывая свою ленту, вы найдете массу примеров «автаров» успешных и красивых людей.

Опра Уинфри => За стеклом => За экраном.



Устройство большинства социальных сетей такого, что один пользователь может почти беспрепятственно наблюдать за жизнью или как минимум за «аватаром» другого пользователя, оставаясь при желании незамеченным.

Возможно, это еще один механизм, который вызывает зависимость от социальных сетей – вуайеризм.
Э
тот вуайеризм может носить весьма различный характер: от «психологического» до сексуального. На мой взгляд, именно «психологический» вуайеризм ответственен за зависимость от социальных сетей.

«Психологический» вуайеризм – получение наслаждения от наблюдения за личной жизнью другого человека. Я полагаю, что первоначально телевидение создало продукт, который сделал из психологического вуайеризма массовое явление. Одни из самых просматриваемых телешоу на телевидение — это программы, где обсуждаются и выносятся на всеобщее обозрения личные истории отдельных людей: «шоу Опры Уинфри», «пусть говорят» и прочее программы такого рода. Но этого оказалось мало. Далее, этот жанр развился в так называемые «реалити шоу». Задайте себе вопрос, почему они так популярны? Почему это хренов «Дом 2, убей свою любовь» все еще показывают, и откуда тебе известно имя Ким Кардашьян? Ответ прост – реалити шоу реализуют потребность в наблюдении за другим. В этом контексте социальные сети – это новый виток развития реалити шоу под новым названием – «за экраном». Скорее всего, это новое шоу никогда не сойдет с эфира, потому что в нем участвуешь именно ты.

Бэтмен против Инстаграма.


Есть такая теория, что все в современном мире стремится к упрощению. Действительно, сегодняшний темп жизни требует того, чтобы как можно больше вещей и действий были максимально простыми и эффективными. Так человек не будет затрачивать на них много времени и сил. Безусловно, это касается передачи информации и ее усвоения. За последние 100 лет вид информации претерпел серьезные изменения: от текста до видеоряда. Согласитесь, что посмотреть видео проще, чем читать длинную статью об интересующей вас теме. На мой взгляд, это тенденция прослеживается и в интернете. Если первично интернет это текст, то теперь это череда изображений и видеоряда.

Однако в этом контексте социальные сети несколько отстоят от остального интернета.

Если первоначальный принцип устройства интернета – это текст, то социальными сетями дело обстоит иначе. Социальные сети построены по иному принципу – изображения. Череда изображений с минимумом текста. Ничего не напоминает?

Социальные сети – это комикс. Вероятно, комиксная культура подготовила ментальный переход человека от текста к изображению.

Конечно же, бесспорен и тот факт, что на этот переход повлияло развитие кинематографа, однако, именно комикс привнес «грубое» и «поверхностное» отношение к тексту. Так как наряду с написанным текстом сюжет развивался согласно последовательным изображениям, тогда как текст являлся лишь поясняющим комментарием. Чувствуете сходство? Зачастую, большинство профилей в социальных сетях – это не более чем картинки с комментариями, то есть комикс.

Когда проект «Инстаграм» только делал свои первые шаги, я по своей наивности подумал, зачем создавать еще одну сеть, тем более с неполный функционалом по сравнению с другими социальными сетями? Ведь он будет проигрывать другим. Но нет, «инстаграм» получился неимоверно успешным. Почему? Как оказалось, создателям удалось отобразить голый смысл социальных сетей, точнее ее идеальную форму. Он похож на «глянец» среди обычных газет. И в глазах юзера он представляется самым интересным и лучше всех нарисованных комиксом. Здесь принцип «я наилучший» возведен в квадрат.

Средний пользователь «инстаграма» просто не может позволить себе выложить посредственную фотографию, в этом случае он не будет соответствовать заданным правилам. Наказание за этот проступок самое жестокое – безразличие и ноль «лайков». Принцип «я наилучший» теперь в глянце.

Итог.


Скорее всего, социальная сеть надолго пропишется в жизни человека, ведь именно она теперь выполняет функцию универсального места, которое так необходимо человеку. Теперь для того, чтобы попытаться удовлетворить свои потребности в признании и наблюдении за другим, необязательно выходить из дома. Человека не пугает что эта новая «агора» с несколько урезанным «функционалом» – упрощенные и уплощенные чувства и эмоции. Похоже, ему это даже нравится.

Что еще остается сказать в конце? Ставьте лайки, подписывайтесь.

Очень искренне Ваш Валерий И.

Источники:
1) Собственные измышления
2) Собственные заблуждения
3) Х.С. Томпсон «Лучше, чем секс»

Опубликовано 18.11.2017
Общество Neotericus
Made on
Tilda