Им на нас плевать!

В эти непростые времена, с болью в душе и большой неприязнью ко власть имущим, я хотел бы предложить пофилософствовать на тему «Каким должен быть идеальный политик».
Читать далее

От мышления дикаря к научной мысли

В 1966 году вышла в свет книга Мишеля Фуко «Слова и вещи: Археология гуманитарных наук», в предисловии которой он делает признание, рожденное смехом, при чтении одного из произведений аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса. Таким «смехом, который колеблет все привычки нашего мышления — нашего по эпохе и географии». Борхес приводит цитату из необычной китайской энциклопедии, где наблюдается странная классификация.
Читать далее

Опыт учебы на философском факультете Университета Лион-3 имени Жана Мулена

Владан Клемент родился в Чехии, сейчас он работает над диссертацией, посвященной урбанизму. Недавно он вернулся из Лиона, где провел некоторое время в стенах университета Лион-3 имени Жана Мулена. Он рассказал нам кое-что интересное о развитии философии во Франции.
Читать далее

О математиках и волках

Несмотря на разную этимологию (первое из понятий относится к сфере знания, второе – к вдохновению), математика и музыка гармонично сочетаются друг с другом как тесно взаимосвязанные направления. И хотя можно без труда найти людей, вдохновенно сочиняющих музыку без знания теоретических основ чтения музыкальных партитур - не говоря уже о дробях и логорифмах, - всем известно, что практически любая музыка может быть представлена в виде кодов, в конечном основании которых лежат числовые соотношения. В то же время есть и такие, кто, зная о неразрывной связи математики с кодированием, может «прочитать» любой фрагмент переведенной в код музыки, не имея при этом ни малейшего таланта к пению или игре на музыкальном инструменте.
Читать далее

Ассимиляция трагического: Юм и Лессинг

Когда два автора, независимо друг от друга, начинают решать вопросы, связанные с эстетикой, отталкиваясь от одного и того же, иначе как совпадением это не объяснить. Хотя, не менее удивительным кажется определение главной проблемы в эссе Юма "О трагедии" (1757) и в произведении "Лаокоон" Лессинга (1766). И тот, и другой исследовали интереснейшую проблему об эстетической оценке трагического. Юм спрашивает, как трагедия, подразумевающая печаль, мучение и отчаяние, может вызывать в зрителе удовольствие. Как можно получать наслаждение от просмотра мрачных сцен? Что позволяет нам воплощать в искусстве ужасные идеи? С другой стороны, Лессинг затрагивает ту же самую проблему, когда критикует мнение Винкельмана о скульптуре Лаокоона, предлагая затем свою собственную точку зрения. Лессинг не соглашается с идеей, что в скульптуре отображается греческая душа, “благородная простота и безмятежное величие”, которая преодолевает страдание и боль без отчаяния. Он ставит вопросы, почему и каким образом художники могут представлять трагическое и делать его значимым. И Лессинг, и Юм, исследуя проблему изображения трагедии, ужаса, боли и печали, приходят к выводу, в котором сама форма изображаемого, является решением и оправданием наслаждения трагическим. Цель данной работы: определить с помощью комплексного метода точки совпадения во взглядах обоих авторов на «ассимиляцию трагического». Надеюсь, что это исследование поможет лучше понять наше современное трагическое общество.
Читать далее

Урбанизм и эмоции

Эта статья посвящена анализу мотивов поведения человека. Здесь мы намереваемся представить исследования и эксперименты, посвященные теме влияния городской архитектурной среды на поведение человека и его эмоции. Эти данные будут представлены в контексте теории эмоциональной морали Принца вместе с доказательством актуальности поднятой тематики.
Читать далее

Вне теории человеческой мотивации Абрахама Маслоу: от телеологии Аристотеля до транс-индивидуальности – новый способ понять человеческую деятельность

Философия – это диалог людей с собой о природе мира и роли самих людей в этой действительности. Проблему существования мира и самого человека изучают два основных направления философии на протяжении уже более двух тысяч лет. Моя статья затрагивает ее вторую часть с конкретным вопросом: каковы мотивы поступков человека? Когда мы, будучи в здравом уме и не находясь под гипнозом, производим то или иное действие, то всегда присутствует ясная мотивация, которая является движущей силой наших желаний и физической активности, ведущих к достижению цели. Совокупность многих намерений приводит нас к конечной цели, осуществлению сущности всех человеческих существ. Эти неудержимые мыслительные процессы и их практическая реализация затрагивают некоторые вопросы в этике (о человеческой морали и добродетели), в социальной философии (о влиянии определенных условий и конкретного действия), в философии права (как мы можем судить о действии, правильно ли оно) и в метафизике (что в действительности является конечной целью). Есть три теории, которые я буду исследовать в своей статье. Во-первых, это иерархия потребностей по Маслоу, которая является популярным и часто употребляемым понятием для описания человеческих поступков, особенно в аспекте удовлетворения потребностей. Во-вторых, телеология Аристотеля, которая выступает самой важной, неоспоримой точкой зрения, если нам нужна основа, чтобы понять поступок человека. Аристотель показал нам не только способ следовать за сутью объекта мыслительного процесса человеческих существ, как «конечной целью» (конец), конечного пункта Вселенной. Также он проанализировал семь причин человеческих действий, как способ понимания самих себя и способ осуждения этих поступков с моральной точки зрения. В-третьих, новым способом описать наши поступки можно считать социальные и умственные эксперименты Милгрэма и Дэниела Ричардсона, которые основаны на идее Гюстава Ле Бона о психологии толпы. Эти современные исследования ясно показывают нам, что определенное действие не может быть понято как удовлетворение потребностей или метафизическое видение цели.
Читать далее

Платон против платонизма

Активное использование «измов» не является чем-то характерным исключительно для гуманитарных наук. В естественных науках мы также можем увидеть тенденцию к обобщениям моделей, превосходящих гетерогенный и нестабильный природный порядок вещей. На самом деле, это нормально, когда наука делает обобщения, и научное мышление производит «измы» постоянно...
Читать далее

Урбанизм – незамеченное поле философии

Цель этого материала – коротко ввести читателей в философию урбанизма и указать причины, по которым философам должна быть интересна эта область. Статья предполагает две части: описательную, или квази-нормативную, в которой автор аргументирует связь между урбанизмом и моральной философией Джесси Принца. Во второй части автор попытается установить связь между моральными эмоциями (чувствами) и природой урбанического мышления...
Читать далее

Комический взгляд на историю в генеалогии Ницше

Человек записывает историю, объективируя ее, воспринимая ее как реальные события. На самом, деле мы постоянно создаем ряд каких-то событий, со вчерашнего по сегодняшний день мы заново создаем ряд регрессивных причинных связей для того, чтобы упорядочить и оценить события прошлого...
Читать далее
hiSocrates - это классический философский журнал (не такой классический, как Berkeley Studies, конечно), издающийся в альтернативном формате - на просторах сети. Мы свободны, в меру академичны, мультиязычны и тотально открыты. А также убеждены, что философия жива и больше не обитает на пыльных полках.

Теперь философия - в сети!

They don’t really care about us!

In these times, with great anguish and hate towards politicians, I find it interesting to philosophize how the ideal politician should be?
Read more

From savage mind to scientific thought

In 1966 Michel Foucault published the book The Order of Things: An Archaeology of the Human Sciences whose preface brings the confession of being born from the laughter caused by a text of the Argentine writer Jorge Luiz Borges; Of a “laughter that shattered, as I read the passage, all the familiar landmarks of my thought - our thought, the thought that bears the stamp of our age and our geography”. Borges text quotes an unusual Chinese encyclopedia, in which a strange taxonomy takes place.
Read more

Experience from La Faculté de Philosophie of Jean Moulin University Lyon 3

Vladan Klement, one of ours authors, is originally from Czech Republic and writes here his dissertation of Urbanism, but recently he spent some time in Lyon, at Philosophical faculty of Jean Moulin University Lyon III. He told us some interesting things about philosophy in France.
Read more

The mathematician and the wolf

Despite having different etymologies, the first one referring to the quest for knowledge and the second taking place by means of inspiration, Mathematics and Music harmonize with each other as curiously connected subjects. While it is possible to find people who receive inspiration as well as musical compositions without knowing theories, how to read musical scores and let alone fractions and logarithms, it is widely known that almost every kind of music may be transcribed into codes which ultimately, as a rule, represent numbers. Moreover, there are even those who know the mathematics inherent to encoding and are able to “read” any piece of transcribed music, although not having any talent whatsoever for singing or playing instruments. Just like the legendary poet Orpheus (and his followers), Pythagoras has not only taught religious doctrines, such as metempsychosis, but has also been interested in music
Read more

The assimilation of the tragic: Hume and Lessing

May be only a coincidence that two isolated author start from the very same points to resolve problems related to aesthetics. However, the initial question brought by Hume in his essay On Tragedy (1757) and the one brought by Lessing in his Laocoonte (1766) is no less curious. They both question the intriguing problem of the aesthetic appreciation of the tragic. Hume asks how a tragedy, full of sadness, anguish and despair, may cause pleasure in the spectator. How one can watch and have pleasure with terrible stories? What allow us to represent in art those horrible ideas? On the other hand, Lessing is involved in the very same problem when criticizes Winckelmann views on the Laocoonte’s sculpture, developing then his own view. Lessing does not agree with the idea that the sculpture manifests the Greek soul, the “noble simplicity and serene greatness” that overcomes suffering and pain without despair. He demands why and how the artists can represent the tragic and make it appreciable. Both Lessing and Hume departs from that problem, respecting a “right” of the representation of tragic, horror, pain and sadness, to achieve a point of view in which form itself is the answer and the reason for that pleasure with the tragic. This paper aims, in a synthetic manner, identify that coincident point in order to understand how both authors thought the “assimilation of the tragic”. Hoping that this questioning may help us to enquire our contemporary tragic society.
Read more

The connection between urbanism and emotions

This paper will offer a closer insight into the background of human behavior. The main aim is to present researches and experiments on the influence of urbanism (architecture) on human behavior and related emotions. These data will be given to the context of Prinz's emotional moral theory and it will be explained, why we should take these informations in consideration...
Read more

Beyond Abraham Maslow’s theory of human motivation: from Aristotle’s teleology to the inter-personality – a new way to understand human action

Philosophy is the dialogue between human beings ourselves about the nature of the world and the role of human beings in this reality. In this issue, the existence of the world and human beings itself are two main streams of philosophy for over two thousands year. My article will focus on the second part with a specific question: what is the motivation of human act? When we do a particular action, without any mental problems or hypnotization, we always do it with a precise motivation which pushes our desire and physical action to pursue a purpose. The complex of many intentional purposes leads us towards the final purpose of all human beings’ essence. This unstoppable thinking and practicing process expresses some philosophical questions in ethics (about human’s moral and virtuous actions), in social philosophy (about the effects of a particular context or a particular action), in philosophy of laws (how can we judge an action if it is wrong or right) and in metaphysics (what the final purpose really is). There are three ideas I will investigate in my article: First, the Maslow's Hierarchy of Needs, which is the popular and frequent notion to describe the motivations of human’s act, especially in the aspect of the satisfaction of needs. However, this “external standpoint” is merely limited when being used to understand the final purpose in human act, but too narrow to consider the effects of social environment and specific context of the action as well...
Read more

Plato against Platonism

The elaboration of “isms” is not something we find only in humanities, not at all. Even in scientific areas one can find a tendency to making generalizations of models that surpass the heterogenic and instable natural order of things. Actually, it is proper of science to built generalizations. In other words, the scientific thought creates “isms” all the time. Imagine a research on Physics in which the researcher aims to study the behavior of a specific crystal submitted to wide a range of temperatures...
Read more

Urbanism - an overlooked field of the philosophical inquire

Abstract: The aim of this paper is to briefly introduce the philosphy of urbanism and show the reasons, why the philosophers should be interested in this field. The paper is supposed to have two parts - the descriptive one, and the quazi-normative one, in which is the author arguing for the connection link between urbanism and moral philosophy of Jesse Prinz. In the second part the author will be defending the connection between moral emotions (sentiments) and the nature of urbanism thinking...
Read more

The comic view of history in Nietzsche’s genealogy

Man writes down history making it objective, taking it as real as a present event. Man also tells a joke as a short story, not least historical for its comical and absurd outcomes. In fact, we organize series of events constantly: from yesterday to today, we reconstruct series of regressive causal relations in order to organize and evaluate what past is...
Read more
hiSocrates is a classical philosophical journal publishing in an alternative format- on the net. We are free, moderately academical and totally open. And we believe that philosophy is alive and no more dwells on the dusty shelves.

Now the philosophy is on the net!