Философская конференция “Город-2017”

В октябре 2017 года я посетил город Порту, чтобы принять участие в моей первой международной конференции. Она была организована философской исследовательской группой города и проходила уже в пятый раз.  Ранее ее принимали Нью-Йорк, Мехико, Гонконг и Сан-Франциско. К сожалению, я узнал об этом проекте только в прошлом году, когда он впервые проводился в Европе, что лишило меня возможности совершить длительное турне и побывать в одном из необычных для европейца городов.

Как мне объяснили представители сообщества, организовавшего это мероприятие, деятельность их команды можно охарактеризовать следующим образом:

«С междисциплинарной точки зрения она включает в себя такие направления исследований, как городское планирование, экология, архитектура, география и искусство. Нередко рассматриваемые вопросы касаются прикладной философии и этики. В работе также используются знания, полученные и в других областях. Приветствуются все философские традиции».

Также мне посчастливилось встретиться с президентом конференции Шейном Энтингом, который оказался очень приветливым и отзывчивым человеком.

На собрании предполагалось рассмотреть ряд философских вопросов, связанных с городом, на что указывали названия мероприятия и исследовательской группы.

Конференция, действительно, была междисциплинарной. Сначала я встретился с профессорами из технических университетов (развитие городского транспорта и беспилотных автомобилей). Затем состоялось деловое общение с преподавателями экономических вузов (решение проблем, связанных с распределением материальных благ в странах третьего мира и расширением азиатских городов). Также произошла встреча с научными деятелями из различных художественных университетов (рассмотрение вопросов, связанных с городской эстетикой и переориентацией городского пространства).

     В этом событии принимали участие философы почти со всего мира. Представители Азии, Африки, Северной Америки создали очень вдохновляющую атмосферу для обмена новыми идеями. Многие участники были уже знакомы друг с другом и даже поддерживали отношения за рамками проекта. Для них эта конференция является инкубатором идей. Она дает им возможность ежегодно встречаться, представлять свои текущие работы другим ученым и участвовать в жарких дебатах (так как я ни с кем не был знаком, то чувствовал себя очень неловко, вначале мне пришлось даже обедать в одиночестве).

Двухчасовые обеденные перерывы, с моей точки зрения, были очень необычными. В течение всего этого времени, несмотря на то, что оно было предназначено для угощения и отдыха, участники продолжали общаться и делиться своими идеями. Нередко, в конце такого перерыва, когда я старался успеть хоть немного перекусить, кто-нибудь подходил ко мне и спрашивал: «Вы ведь Владан, верно? Расскажите мне о вашем докладе подробнее. Его название меня очень заинтриговало».

Первый день показался мне слишком напряженным, но так как подобная нагрузка была здесь обычным делом, мне пришлось привыкать к ней. В конце первого дня конференции на балконе факультета искусств мы наслаждались отличным вином Porto и прекрасной джазовой музыкой. Такая обстановка располагала к общению, поэтому в этот вечер у меня появилось сразу несколько новых знакомых.

     Мой доклад назывался «Город – в начале всего. Новая политическая теория, снова отводящая главную роль полисам». Согласно этой теории, города – это небольшие самостоятельные правовые субъекты. Это предложение создать технократическое общество, основанное на современных технологиях, общество без лидеров или политики, стоящее на позициях политического анархизма, где люди руководствуются простой конституцией, в основе которой находятся всего два золотых правила – неприкосновенность жизни и имущества. Эта революционная и смелая теория пытается выяснить все, даже самые малейшие потребности, удовлетворение которых позволит такому обществу нормально функционировать. По причине морального релятивизма она переходит от глобальной к локальной.

Эта политическая теория возникла  как один из результатов моих исследований теории урбанизма, и мне показалось, что эта конференция может быть подходящим местом для проверки ее состоятельности. Мое двадцатиминутное выступление привело присутствующих в замешательство настолько, что я подумал об издании книги с подробным изложением этой теории. Но нет худа без добра. Моя речь вызвала не только ряд критических замечаний, но и заинтересовала многих участников конференции. Они обсуждали ее со мной и советовали литературу, которая мне может пригодиться в дальнейших исследованиях.

Среди других выступлений мне хотелось бы отметить речь Майка Дугласа «Рост прогрессивных городов и его влияние на благосостояние людей: глобополис и космополис как альтернативное будущее городов в Азии».

Я узнал совершенно новую для меня информацию о городском управлении в Азии. В первую очередь речь шла о Сеуле, который благодаря усилиям новоизбранного мэра, оказавшегося чрезвычайно активным политиком, превратился из города глобополиса в космополис. В этой теории глобополис – это проект мирового города, в котором заранее предусмотрено и распланировано быстрое акционирование предприятий и установлен контроль над использованием городского пространства. Эти шаги должны поддерживаться неолиберальными политическими режимами. В космополисе предусмотрено большее, чем в глобополисе участие города в общественной жизни, в результате чего гарантируется справедливость распределения благ, и предоставляются возможности для улучшения благосостояния населения.

Еще один интересный доклад был представлен Бенджамином Будоу. Он назывался «От города с беженцами к городам для беженцев: гостеприимство в глобальном городе».

Это выступление было посвящено сети городов, которые принимают беженцев и помогают им на местном уровне, делая это без поддержки правительства и т.п. Власти этих городов решили своими силами помогать вынужденным переселенцам, предоставлять им убежище и защиту. Они сотрудничают друг с другом и делятся своим опытом. Мне очень понравилось это выступление, потому что оно вдохновило меня продолжать свои собственные исследования, в которых я пытаюсь показать, что города являются носителями нравственности, а не только исполнителями воли национальных государств. В докладе говорится скорее о местном гражданстве, чем о гражданстве страны. Когда дело касается городов, мы можем наблюдать моральный релятивизм в повседневной практике - это тот момент, когда я чувствую, что мое исследование действительно имеет смысл.

Автор: Владан Клемент

Переводчик: Олег Басов

 

Опубликовано 23.1.2018

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Philosophical conference City 2017

In October 2017 I’ve traveled to Porto to attend my first international conference. The conference was organized by the Philosophy of the city Research group as its fifth edition – the previous conferences held place in New York, Mexico City, Hong Kong and San Francisco. Unfortunately, I’ve discovered this platform this year, the first year in Europe; therefore my trip wasn’t so long and exotic.

To quote the Group officers, they define the activities of the Group as the following:

“From an interdisciplinary perspective, it incorporates disciplines such as urban planning, environmental science and studies, ecology, architecture, geography, and the arts. Research questions often deal with applied philosophy and ethics and utilize established knowledge from other areas of study. All philosophical traditions are welcome.”

I could also meet the president of the conference Shane Epting as he was very friendly and ready-to-help.

As the name of the conference and the Group states, the conference was dedicated to dealing with a variety of philosophical topics connected to the City. It truly was interdisciplinary, I’ve met professors from technical universities (solving transportation and self-driving cars), economic universities (solving problem with wealth-distribution in Third World Countries and up-growing Asian cities) and from the sort of art universities (solving urban aesthetics and re-fining the urban spaces).

The participants were literally from across the globe – philosophers from Asia, Africa, North America created a very inspiring environment for exchanging new ideas: the conference, as I’ve perceived it, was more of incubator for the philosophers that know each other from their everyday praxis, but this conference is every year’s occasion to meet live and present the current work to the others and brisk the debate (therefore I felt like a renegade, because I did not know anyone and I spent my lunches alone at the beginning of the conference).

The lunch breaks (which took around 2 hours) were very strange from my point of view. It was the peek time for participants to talk to each other and share ideas, but it was during the lunch! So it happened to me many times, that I was literally about to swallow a piece of food and someone came to me and asked me “Vladan, right? Tell me more about your speech, it sounds intriguing!”

The first day was really strange for me, but in the end, I understood that this is normal praxis and I got used to it. As the closing of the first day of the conference, we got Porto wine and nice jazz music on the balcony of Faculty of Arts. This was the place where I felt like talking to other people, therefore this balcony seriously made me new contacts.

My speech was called “City first – A New Political Theory Making the Polis the Centerpiece Again”. According to this theory, cities are small sovereign entities following the political stand of anarchism – it is a proposal of society with no leaders or politics, it is a proposal of technocratic society based on modern technologies and being run under a simple constitution consisting of two golden rules – the sanctity of a body and property. This revolutionary and courageous theory is trying to find out the smallest possible necessities the society needs to work. Because of the moral relativism, the theory is going from global to local.

I’ve created this political theory as byproduct of my research on the philosophy of Urbanism, and I felt like this conference could be the perfect test field, if it is completely non-sense or if there is something in it. After my speech I felt I need a special book to explain this theory, so the participants of the conference were quite confused after my 20 minutes talk. But everything bad is good for something else. Because of their confusion, they hit me after my speech and talked with me about the theory and gave me super nice tips for literature I can use in my next research.

From the other speeches I want to pierce speech of Mike Douglass called “The Rise of Progressive Cities for Human Flourishing: Globopolis versus Cosmopolis as Alternative Urban Future in Asia”, which told me totally new information about city ruling in Asia, specifically in Seoul, where an activist mayor was elected and turns the city from Globopolis to Cosmopolis. In this theory, Globopolis is an intentional world city that is appears with the rapid corporatization of the production and control of urban space supported by neoliberal political regimes. Cosmopolis then widens inclusion in public life, making gains in distributive justice, providing space for the human flourishing.

The other interesting speech was presented by Benjamin Boudou and called “From the refuge city to #citieswelcomerefugees: local hospitality in the global city”.

This speech was dedicated to the network of cities welcoming refugees on the local level, without the support of government, etc. There are cities that decided themselves, they will be helping refugees and give them shelter and protection – those cities cooperate together and share their experiences. I really loved this talk, because it gave me a lot of inspiration for my own research, in which I’m trying to demonstrate that cities are the bearers of the morality, not the national states. It is more about the local citizenship than about country citizenship. When it comes to cities, we can see the moral relativism in everyday life praxis – it is the moment when I feel my research really makes sense.

Author: Vladan Klement

 

Published 23.1.2018

 

No Comments Yet.

Leave a reply