hiSocrates

Три столпа логотерапии

Логотерапия основывается на трех концептах: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни.
Первый подразумевает противопоставление детерминизма и пандетерминизма. Человек обладает свободой воли, но это не значит, что он не обусловлен, не детерминирован массой физических, психических и социальных явлений. Однако это обусловленность не тотальна, не абсолютна. Человек всегда может осознать ее и выйти из нее. В этом и проявляется свобода его воли.

Человек свободен по отношению к влечениям, наследственности и среде.
Человек обладает влечениями, но влечения не владеют человеком, не властвуют над ним. И он свободен в том, чтобы подтвердить или опровергнуть свое влечение, поддавшись или не поддавшись ему. Влечение всегда находится во власти духовности человека, и следовать ему – это тоже выбор, который человек делает благодаря своей свободной воле.


Также человек обладает свободой по отношению к своим наследственным задаткам. Сын алкоголиков может стать алкоголиком, а может – успешным бизнесменом или талантливым хирургом. Даже психопат может стать преступником или следователем. Это всегда выбор, в котором человек свободен.


Наконец, человек свободен в своем отношении к среде, к событиям внешнего мира. Здесь свобода воли проявляется в позиции человека к происходящему и в его поведении в этой ситуации.


В «Сказать жизни: «Да!»» Франкл писал:


«Ибо от самого человека зависело, во что он превратит свою лагерную жизнь – в прозябание, как у тысяч, или в нравственную победу – как у немногих».

И далее:

«Человеческое – это сплав добра и зла. Рубеж, разделяющий добро и зло, проходит через все человеческое и достигает самых глубин человеческой души. Он различим даже в бездне концлагеря».

Обладая свободой, человек также волен и отречься от своей свободы – и это тоже будет его выбором.

Воля к смыслу предполагает, что именно смысл является движущей силой человеческой жизни, ее главной мотивацией. Франкл говорит именно о воле, а не о влечении к смыслу, потому что влечение предполагало бы удовлетворение и возврат к состоянию гомеостаза, но смысл – не про гомеостаз. Смысл, а не гомеостаз – это и есть цель. Удовлетворение может стать дополнительным бонусом, побочным эффектом на пути к смыслу. Смысл не толкает, как влечение, он притягивает.

Кроме того, смысл всегда находится за пределами человека, его ситуации и целой жизни, и поэтому трансцендентен. Чтобы открыть его, человек должен преодолеть себя, стать больше себя. Смысл – это то, что связывает человека с миром.


В «Воле к смыслу» Франкл пишет:

«В конечном счете стремление к статусу или воля к власти, с одной стороны, и принцип удовольствия или, как его можно было бы назвать, воля к удовольствию, с другой стороны, - всего лишь производные основной заботы человека, его воли к смыслу, второго элемента в триаде понятий, на которых основывается логотерапия. То, что я именую волей к смыслу, можно определить как базовое стремление человека найти и осуществить смысл и цель».
Таким образом, Франкл противопоставляет логотерапию как психоанализу, так и психологии личности, объявляя удовольствие и власть лишь средствами или побочными эффектами воли к смыслу.

Третий столп – смысл жизни – как бы вытекает из первых двух. Если у нас есть свобода воли и воля к смыслу, значит, мы способны открыть и осуществить смысл жизни.
Франкл подчеркивает, что смысл жизни трансцендентен и не может сводиться к самоактуализации. Он пишет:

«Самоактуализация не может быть конечным назначением человека и даже его главным намерением. Превращать самоактуализацию в самоцель противно самотрансцендентному качеству человеческого существования. Самоактуализация, как и счастье, побочный результат осуществления смысла. Лишь в той мере, в какой человек осуществляет смысл во внешнем мире, он осуществляет и самого себя» («Воля к смыслу»).
Получается, смысл жизни не реализация себя, а реализация смысла. При этом смысл индивидуален и относителен и зависит от человека и его ситуации. И именно сам человек ответственен за реализацию особого смысла своей личной жизни. Не реализуя этот смысл, человек ощущает экзистенциальный вакуум, который проявляется в невротической триаде: депрессия, агрессия, наркомания.

И в этом смысле не нужно бороться с преступностью, самоубийствами и наркоманией. Нужно просто дать человеку смысл, вернее, показать, что он есть, что его нужно открыть и реализовать. Именно непонимание смысла и его нереализация каждым отдельным человеком ведет к тем социальным бедам, в которых оказалось современное общество.
Люди забыли, что они духовные существа, обладающие свободой воли и способные открыть и реализовать смысл. Это следствие той парадигмы, в которой человечество существует уже более 2500 лет и особенно остро – последние 300 лет. И мне кажется, что сегодня мы находимся на пороге того, чтобы из этой парадигмы выйти.



Sapiens
Made on
Tilda