hiSocrates

Неподчинение авторитету


Нет зрелища печальнее, чем человек,

который пытается контролировать свои поступки,-

и у него не получается.

Стенли Милгрем



Опыты, описанные в короткой книге Стенли Милгрема Подчинение авторитету, были проведены ее автором в середине 70-х годов прошлого столетия, в основном в США. Изначально предполагалось, что эксперимент продемонстрирует способность человека противостоять влиянию авторитета и самостоятельно делать нравственный выбор.

Каково же было удивление ученых, когда оказалось, что большинство испытуемых готово зайти очень далеко в причинении вреда беспомощной жертве просто потому, что так им велит авторитет!
Для начала коротко опишем суть эксперимента. Добровольцам сообщается, что опыт призван выявить принципы обучаемости и работу памяти. Для этого двум испытуемым необходимо разделить между собой роли «учителя» и «ученика». При этом один испытуемый является реальным, «наивным» испытуемым, второй же – актер, сотрудничающий с учеными.

«Наивному» испытуемому выпадает быть «учителем», актеру – «учеником». Игра начинается.


«Ученика» отводят в соседнюю комнату и привязывают там к стулу. Затем к его рукам подключают провода, по которым будет проходить электрический разряд в случае, если он неверно отвечает на вопрос. Учителю же объясняется, что при каждом неправильном ответе «ученика» следует переключать рубильник и давать все больший и больший электрический разряд. (Важно отметить, что в действительности «ученик» не получает удара током, а лишь симулирует). Несмотря на то, что «учитель» и «ученик» находятся в разных комнатах, испытуемый прекрасно слышит все, что происходит в комнате «ученика». Каждый раз, увеличивая разряд, он слышит стоны, а потом даже вопли и просьбы прекратить эксперимент, исходящие из комнаты ученика. И все равно продолжает давать все больший разряд.

В первых экспериментах более половины (26 из 40) испытуемых доходили до конца эксперимента, т.е. давали «ученику» максимальный разряд, несмотря на протесты.
Затем это число варьировалось в зависимости от специфики условий эксперимента. Исследователи делали разнообразные ролевые перестановки. Они помещали испытуемого в группу, помещали жертву в одну комнату с испытуемым и даже заставляли испытуемого прижимать провода к руке жертвы во время удара током. Все эти факторы сильно влияли на результат, однако постоянным оставался эффект авторитета: человека, отдающего приказ, экспериментатора, представляющего определенную структуру – университет. Когда тот же опыт провели не в стенах и не под именемуниверситета, а в арендованом офисе на окраине, подчинение было значительно ниже.

Ниже или даже совершенно отсутствовало подчиение и тогда, когда приказы отдавал не экспериментатор, а обычный человек, без статуса ученого и всех его атрибутов.
Более детальное описание вариаций опыта можно найти в самой книге, здесь хотелось бы провести философский анализ его результатов. Отчасти уже сам Милгрэм писал, что подчинение является неотъемлимой частью человеческой природы, а без этой склонности было бы невозможно существование сообществ и цивилизаций. Но помимо природной предрасположенности, человек получает мощный заряд на подчинение втечение практически всей первой трети своей жизни. Воспитание в семье, школа и другие учебные заведения, армия и работа по найму – все это системы, функционирующие на принципе подчинения авторитету. И безусловно, эти системы и сам принцип подчинения способствуют сохранению общества.

Проблема, однако, в том, что привычка подчиняться (а следовательно, перекладывать принятие решений и ответственность за них на другого) сидит настолько глубоко в большинстве современных людей, что они подчиняются даже тогда, когда в этом нет необходимости. Даже тогда, когда это противоречит их собственным моральным принципам и убеждениям.
Почему испытуемые из опытов Милгрэма упорно подчинялись требованиям экспериментатора, несмотря на то, что прекрасно осознавали, что причиняют боль своей жертве? У них не было рациональной причины это делать. За неподчинением не следовало никакого наказания. Даже финансовое вознаграждение, полученное за участие в эксперименте, оставалось у добровольца вне зависимости от его исхода. Не подходит и «садистское» объяснение. В опытах, где управление рубильником полностью передавалось в руки испытуемых, а ученый не давал указаний, никто не дал разряд выше минимального. Более того, многие участники опыта выражали искреннее беспокойство состоянием «ученика» и сочувствовали ему.


Подчинение воспитывается всей человеческой культурой. От разнообразных религий с авторитетом-божеством, которому следует подчиняться и передать ответственность за свою жизнь, до общественных институтов, построенных по иерархическому принципу.

Кажется, это так просто – не подчиниться, особенно, когда ничего не угрожает. Но на деле для большинства людей это означает сломать себя и всю свою систему ценностей, воспротивиться даже бессознательным мотивам, которые ими управляют. Для этого необходима очень высокая степень осознанности.
Неудивительно, что «бунтовщиками» в опытах Милгрэма чаще всего оказывались образованные люди и профессионалы. А самыми «жестокими» (хотя это слово некорректно, правильнее было бы назвать их «подчиняемыми») были рабочие, служащие и домохозяйки. Однако, здесь важно понимать, что сама образованность не делает человека менее подчиняемым; но часто (хотя и не всегда) образование и эрудированность предполагают и другую черту – критическое мышление. Именно критическое мышление позволяет оценить «авторитетность» авторитета и соответствие его указаний как закону, так и собственным нравственным принципам индивида.

История демонстрирует, что привычка подчиняться может привести к ужасающим последствиям: геноциду целых народов, жестокости по отношению к беззащитным, а нередко и к мукам совести для тех, кто подчиняясь приказу, идет наперекор собственным ценностям.
Психологическая система защиты заставляет человека и после совершения преступления по приказу верить, что он все сделал правильно, ведь он добросовестно «выполнял свою работу». Именно так оправдывались многие нацистские преступники и на Нюрнбергском процессе. Однако часто этот механизм дает сбой. Иначе бы мы не исчисляли тысячами самоубийства, совершаемые американскими солдатами, вернувшимися из Вьетнама и других горячих точек, где им приходилось совершать ужасающие поступки, повинуясь приказу.

Подчинение – это один из важнейших элементов нашей культуры и, пожалуй, нам от него не избавиться, что и не нужно. Очень важно, однако, научиться контролировать собственную склонность к подчинению. Всякий раз, когда от нас требуют подчиниться, необходимо включать критическое мышление и принимать решение самостоятельно.

Эта привычка – мыслить критически и никогда не воспринимать авторитет как нечто само собой разумеющееся, - позволит избежать манипуляции и злоупотребления нашим доверием со стороны тех, кто по тем или иным причинам занял позицию авторитета.
В эпилоге своей книги Милгрэм пишет:

Результаты эксперимента «наводят на мысль, что человеческая природа, а конкретнее, человеческий тип, которого воспитывает американское демократическое общество, не в состоянии обезопасить граждан от жестокого обращения со стороны бесчеловечного авторитета».

Этот вывод применим не только к современному американскому обществу. Он характеризовал и общество Германии периода нацизма, и советское общество. Этот вывод характеризует и многие современные сообщества. Такие общества воспитывают в своих членах подчинение авторитету как добродетель большую, чем личная ответственность, осознанность и критическое мышление.


Опубликовано 18.10.2017

Книги Общество
Made on
Tilda