hiSocrates

Понятие любви в логотерапии


В логотерапии любовь относится к одному из трех видов ценностей – ценностей переживания. Это интенциональный, т.е. всегда направленный на что-то или кого-то вне, акт. Она стоит выше самого существования, а значит, может пережить и смерть любимого.
Любовь делает человека ценностно значимым.


Франкл писал, что быть любимым – это не заслуга, милость, а любить – это волшебство. Быть любимым – значит, проявлять свою единственность и неповторимость.


Поскольку любовь – это духовное чувство, а объект любви – духовная личность, уникальная и незаменимая, - любовь сохраняет свою продолжительность во времени.
Любовь – это духовный феномен, пребывающий в ноэтическом измерении. У нее есть «аналоги» в соматическом и психическом измерениях, и они часто принимаются людьми за саму любовь. В соматическом измерении это сексуальность, а в психическом – эротика.
Сексуальность – это инстинктивное влечение, у которого нет направленности на конкретный объект. Его цель – снятие сексуального напряжения. Сексуальное влечение ориентируется на внешность, физические данные – этого для него достаточно.

Эротика – это влюбленность. Мы влюбляемся в характер, душевную конституцию человека, в его качества.


Любящий любит не тело и не характер человека или его психические свойства, а его самого. Возможно, поэтому безусловной часто называют любовь между родителем и ребенком – они друг друга не выбирали ни по внешности, ни по характеру, но приняли в той полноте духовного существа, в которой каждый из них явился другому. Любовь проникает до ядра личности.


Телесная форма – одна из форм воплощения любви. Любовь не нуждается в телесном, но пользуется им, когда это доступно.

Любовь категорически отличается от стремления обладать – она не про «владеть», но про «быть». Почти все ложные установки любви происходят из горизонта обладания. Самый яркий тому пример – ревность. Ревновать может лишь тот, кто хочет обладать. Но духовной личностью невозможно обладать, она всегда остается свободной. Обладать можно лишь вещью. Соответственно, ревнивец не видит в объекте своей ревности духовную личность, он видит в нем вещь, предмет обладания.


Мне кажется, тема любви слишком сильно проблематизирована в обществе и культуре, а ее важность излишне завышена. Любовь – это лишь одна из возможностей реализации смыла, но не главная и не единственная. Не каждый может испытать любовь, но невротическое стремление на любви обесценивает ее и ведет к несчастью. Обществу же свойственен культ любви, словно это главная или даже единственная истинная ценность. Общество и отдельные люди относятся к любви невротично, тем самым обесценивая ее. Именно поэтому существует столько образов любви, которые на самом деле являются не любовью, а зависимостями, влечениями, симпатиями, влюбленностями и т.д. Из-за невротичного отношения к любви за любовь принимается то, что ей не является.


Выход здесь – успокоиться по поводу любви, перестать ее искать, снять фиксацию на ней. Признать, что кроме любви есть еще множество путей реализации смысла, некоторые из которых доступны каждому, например, осознанное принятие позиции, отношения к чему-либо. Примириться с тем, что возможно, именно мне никогда не удастся испытать любовь, и в этом нет ничего трагичного.
Sapiens
Made on
Tilda