hiSocrates

“Матрица”. Антропологическое осмысление


Анализ произведения искусства всегда требует подробного исследования языка художественного высказывания автора. Именно поэтому ключевые моменты фильма будут рассмотрены подробно. Плюс: для тех, кто не знаком с трилогией, это будет хорошая возможность с ней познакомиться, а для тех, кто смотрел, но забыл, это отличный способ освежить воспоминания. Также в статье приведены цитаты из оригинального сценария на английском языке. Это сделано для того, чтобы избежать «трудностей перевода», которые зачастую способны исказить авторский замысел.

Итак, приступим:
Славой Жижек, один из современных философов, сравнил трилогию фильма «Матрица» с тестом Роршаха, где зритель видит то, что он может и хочет воспринять. Действительно, «Матрица» обладает таким свойством. Ее можно смотреть как захватывающий боевик с множеством невообразимых батальных сцен, там можно довольствоваться бесконечной чередой ссылок и аллюзий на философские проблемы и системы, но, зачастую, главный авторский посыл остается непонятым и непроанализированным. Вполне возможно, что виной этому служит две вещи: форма изложения отвлекает на себя много внимания (хотя она исполнена великолепно), но в ней есть и особый способ повествования и развития главной идеи – символический способ. Сложность состоит еще и в том, что такой способ требует особой подготовки – т.е. необходимо знать, что значат эти символы, из какой они эпохи, и как они взаимосвязаны.

Более того: «расшифровка» происходит далеко не с первого просмотра, так как поначалу трудно уловить все представленные символы. Но братья Вачовски почти с первых минут фильма дают нам способ правильного прочтения фразой “follow the white rabbit” – следуй за белым кроликом. На мой взгляд, это блестящий режиссерский ход: непринужденно ввести в суть дела при помощи одного их самых популярных символов интеллектуальной культуры, которых легко «читаем». Плюс к этому в этой же сцене главный герой Томас Андерсон держит в руках не менее популярную философскую книгу «Симулякры и Симуляция» Жана Бодрияра (хотя сам автор книги не раз замечал, что его книга осталась непонятой братьями.) Эти два ключевых момента (еще в этой сцене произносятся слова, которые обретут смысл только после завершения трилогии) задают тон последующей трансляции идеи.

“It sounds to me like you need to
unplug, man. A little R&R. What
do you think, Dujour, should we
take him with us”.

Cracking the Matrix

Во многом такой интерес к трилогии был обеспечен первой частью, где многие зрители, увидев серьезный философский подтекст, ожидали продолжения развития этих идей и были несколько разочарованы тем, что фильм начинается с вопроса о реальности, а заканчивается перестрелкой. Но, как мне кажется, Матрица — это в меньшей степени философское произведение, чем религиозно-философское. Здесь мы можем обнаружить только одну идею, у которой есть начало и завершение – идея человека, и не просто человека, а некого идеального проекта – нового богочеловека.

Для облегченного чтения «кода Матрицы» необходимо знать из каких «алфавитов» он состоит. Прежде всего, это христианство и древнегреческая мифология, на которых, впрочем, строится вся западная цивилизация. Итак, начнем с имен главных персонажей. Томас Андерсон. Томас, скорее всего, есть Фома Неверующий, что как раз подходит под главную черту героя – сомнение, а Андерсон означает сын человеческий (Евангелие), Морфеус – древнегреческий бог сновидений, Тринити – троица. «Навуходоносор» —корабль, названный по имени царя Вавилонии. Согласно легенде, немаловажную роль в жизни этого царя сыграли сновидения. Пифия – предсказатель в древнегреческой мифологии. Cypher – предатель, или люцифер, боле того cypher обозначает «ноль». Тогда как Neo – новый или же один “One”, единственный (анаграмма слова Neo). К тому же Томас Андерсон живет в комнате 101, что означает на языке двоичного кода «6». Тринити в начале фильма сидит в комнате 303, из этой же комнаты Нео должен был вернуться обратно. Когда Морфеус проводит экскурсию по кораблю, мы можем видеть прямую ссылку из библии «И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий».

Итак, у нас есть первоначальные «коды» и ориентиры для того, чтобы прочитать Матрицу.

Фильм начинается со зрелищной сцены попытки захвата Тринити, которая сидит за компьютером в комнате 303 заброшенного отеля. Затем идет вышеописанная сцена с Чои, встреча с Тринити. На следующее утро Томас имеет неприятный разговор с директором Айнкхартом о нарушении дисциплины. Но, что примечательно, как именно директор говорит:
 
Rhineheart:
“You have a problem with authority,
Mr. Anderson. You believe that
you are special, that somehow the
rules do not apply to you.
Obviously, you are mistaken”.

Эта сцена уже читается яснее после просмотра всей трилогии. Айнкхарт олицетворяет саму матрицу и ее законы. Он дает понять, что система не приемлет никаких аномалий, и что она будет бороться против нарушения порядка. Еще одна примечательная деталь – эпизод с чистыми окнами, как бы символизирует будущее очищение от «замутненного взгляда» - прозрачный ясный взгляд на действительность.

Затем приезжают Агенты — и неудачная попытка Томаса убежать от них. Здесь отчетливо видно, что Томас еще никакой не избранный, он полон страха и неуверенности.


Интересное в кадре – срок годности паспорта у Томаса истекает 11 сентября 2001 года.
There is no spoon. Ложки нет. В сцене визита к Пифии мы находим потаенный смысл всего происходящего. То, вокруг чего вращается все содержание фильма, а именно — вокруг безграничного сознания Нео. «Относись к ней как поводырю. Она укажет твой путь».

Здесь Нео впервые осознает принцип, на котором строится мир Матрицы: не пытайся согнуть ложку – это невозможно. Дело в тебе.

“Spoon boy: Do not try to bend the spoon.
That is impossible. Instead, only
try to realize the truth.
Neo:What truth?
Spoon boy: That there is no spoon.
Neo nods, staring at the spoon.
Neo: There is no spoon.
Spoon boy: Then you will see that it is notthe spoon that bends.
It is only yourself”.
Пифия также продолжает раскрывать принцип:
“What's really going to bake your
noodle later on is, would you
still have broken it if I hadn't said anything.”

Все зависит от сознания, нет ничего более вне его. Нет никакой судьбы и заранее написанного плана, есть лишь бесконечная череда возможностей выбора. То есть свободного выбора. «Тебя ведь больше интересует вопрос – сломал бы ты вазу, если я бы не сказала». Это Нео принял решение уронить вазу. Пифия предоставила ему выбор: сделать это или нет. Не более. Плюс ко всему Пифия так же дает понять смысл: «никто не может сказать тебе, что ты Избранный, это как влюбиться, только ты знаешь, что это так». Абсолютность сознания. «Познай самого себя» — древнейшее изречение и основоположная идея всей западноевропейской философии. Что значит познать самого себя? Человек для греков — это микрокосм, маленькая копия космоса. Следовательно, познаешь себя, познаешь весь мир.

Oracle:
“You know what that means? It's
Latin. Means, 'Know Thyself.'
I'm gonna let you in on a little
secret. Being the One is just
like being in love. Nobody can
tell you you're in love. You just
know it. Through and through.
Balls to bones.”
Нео еще не принял свое решение быть избранным:

“Oracle: But you already know what I'm

going to tell you.

Neo: I'm not the One.

Oracle: Sorry, kid. You got the gift but

looks like you're waiting for something.

Neo:What?

Oracle: Your next life, maybe. Who knows?

That's how these things go.”


Никто за него не может принять это решение.
Более того, она показывает возможные условия принятия решения: «ты чего-то ждешь. Может быть следующей жизни. Кто знает?»
“But don't worry, as soon as you walk
outside that door, you'll start
feeling better. You'll remember
that you don't believe any of this
fate crap. You're in control of
your own life, remember?
He tries to nod as she reaches for the tray of cookies”

Интересное в кадре – когда Нео входит в комнату, на экране видны большие белые кролики – очередная отсылка к Алисе. В комнате, где Нео ждет Оракула, телевизор показывает гигантских кроликов. Вспомним, что Нео должен, подобно Алисе в Стране Чудес, следовать за белым кроликом. Тогда такое "кино" должно символизировать, что он пока на правильном пути. Кадры взяты из фильма "Night of the Lepus" 1972 г.

Предательство Сайфера. Многие видят в этой сцене с поеданием стейка цитату из библии: «Сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших». Любопытно заметить, что за этим следует сцена приема пищи на корабле — яркое противопоставление возможностей чувственного удовлетворения в Матрице и в реальном мире.


Спасение Морфеуса и новая жизнь Нео.

После предательства Cypher-а Морфеус оказывается в плену у агентов. И так как Нео неправильно понял слова Пифии (вернее он услышал то, что должен был услышать и смог понять на тот момент своего пути), он решается на рискованный шаг — ведь он не избранный, и его ценность не так значима, как ценность Морфеуса. «Теперь все в моих руках», говорит Нео. Теперь он делает осознанный выбор. Он — на пути становления. «Никто никогда этого не делал – и в этом наш шанс». Именно в этой сцене после гибели Томаса Андерсона появляется Нео. Как и говорила Пифия, «ты ждешь следующей жизни». Выходит, что Cypher предает Нео и здесь, так как это тот же канал связи (комната 303 в отеле Сердце Города), который сдает Cypher в начале фильма. В погоне Смит понимает, куда Нео может бежать, и опережает его. Далее смерть Томаса и его воскрешение. Что воскрешает Нео – любовь. Любовь Тринити. Любовь. Вера. Выбор.
Итак, в конце первой части мы видим скорее некий антропологический манифест, чем стройную философскую концепцию. Рождение человека, вернее, рождение нового человека (Neo). Почему я воспринимаю это так? Потому что в фильме отчетливо звучат мотивы сугубо человеческих черт – любви, веры и выбора. Особенно это видно на противопоставлении машин и людей. Машинный способ существования и принцип нового человека. Если можно провести такую аллегорию, то Морфеус – вера, Тринити – любовь, Нео – свобода.

Вторая часть матрицы. 

Она представляет собой логическое продолжение развития уже данной идеи. Более того, здесь нам дается «особый контраст». Человек и машина. Человеческий способ мышления и ужасающий по своей точности и логичности способ машинный. Слова Морфеуса в начале фильма. «Почему нет? По-моему это абсолютное воплощение логики машины». Один к одному. Простая логика и абсолютная точность. В тот же смысл мы можем найти и в сцене с Меровингом. Одна причина – одно следствие. Cause and effect. И особенно символична сцена в пещере-храме Зиона. Секс, страсть, движения, босые ноги на земле, танцы – манифестация человеческого. Но вернемся к самому названию части – Перезагрузка. Что должно быть перезагружено? Система, т.е. сама Матрица. И главным компонентом этого процесса выступает Нео. Выходит, что он всего лишь элемент контроля системы. Предохранительный клапан. Аномалия, которая обеспечивает целостность нормальной системы. Таким образом, Нео уже не выступает полностью свободным субъектом, а становится своеобразной кнопкой перезагрузки. Но вся суть этого процесса неизбежно должна строиться на свободном выборе. Что и обеспечивает динамическую постоянность системы (Архитектор). Теперь для того, чтобы понять, для чего нужен этот тупик (Пифия), мы должны понять, что он представляет для Нео. На мой взгляд, это классическая иллюстрация кризис веры или испытание веры. Необходимая точка окончательного разрешения. Диалектическая противоположность, необходимое сомнение.

Нео выходит из него при помощи все той же субстанции, благодаря которой он и стал избранным – любовь. Он выбирает спасение своей возлюбленной. И это приводит к формированию нового принципа построения системы.

Но развитие персонажа не состоялось без его диалектической противоположности, Смита. В конце первого фильма мы видим не только рождение Нео, но и перерождение Смита, а точнее — Смит становится машиной с человеческими амбициями и желаниями. И отныне он не принадлежит системе. Он автономен. Примечателен тот факт, как Смит заявляет о себе. Передает наушник. Символический способ, который присущ человеку. А Нео в свою очередь, становится и машиной в том числе – «проникновение в источник изменило твое сознание, но ты по-прежнему человек». Смит диалектическая противоположность Нео. Оба направлены на цель, оба развиваются, но цели и способы развития диаметрально противоположны. Нео – это развитие качественно, тогда как Смит- развитее количественное. (бесконечная репликация.). Цель Смита выход из Матрицы путем уничтожения, тогда как цель Нео спасение. Может сложиться неправильное впечатление, что Смит и Нео отдельные друг от друга субъекты, но это не так. Скорее Смит зависим от Нео, но не наоборот. С тех пор как Смит освободился от Матрицы, его существование зависит от Нео. Но, в свою очередь, Смит для Нео — это собственная негативность. Вся коллизия разворачивается скорее вокруг развивающегося сознания Нео.

Нео останавливает охотников.

Пожалуй, эта сцена, породила целую мифологии по поводу нового уровня Матрицы, т.е. Матрица внутри Матрицы. Даже есть предположения, что первоначально братьями задумывалась другая концовка – концовка в стиле антиутопии, когда возможность выхода – это всего лишь иллюзия. Многие говорят, что эта сцена путает все карты, и что она несколько выбивается из хода повествование (это и дает повод думать о МвМ) Но, на мой взгляд, она вполне логична и вписывается в главную идею – идею развития персонажа. Более того, это можно и объяснить с точки зрения сюжета - слова Архитектора: ««проникновение в источник изменило твое сознание, но ты по-прежнему человек». Сознание Нео теперь включает и сознание машин, вот почему он может и видеть и чувствовать. Значение этой сцены – расширение сознания персонажа.
Mobil Avenue. Здесь, прежде всего, необходимо отметить, что слово Mobil -это анаграмма слова Limbo – что означает заточение или преддверие Ада. Эта трактовка тем более обретает смысл, когда Тринити, Морфеус и Сераф спускаются в клуб Ад (Hell) для того, чтобы заключить сделку с Меровингеном. Плюс ко всему, Меровинген это своеобразная интерпретация Аида (известный миф о Персефоне и Аиде.) Основываясь на этом, мы видим как бы главный «уклон» всей истории, или, точнее, ее главный подтекст, а именно — религиозный подтекст. И еще, если обратить внимание на имя защитника Пифии – Сераф, здесь явно читается Серафим. В христианской и дохристианской культуре это пылающий или горящий «ангел» - защитник. Итак, вернемся к сцене на Mobil Avenue. Там Нео встречает семейство Rama-Kandra с женой и маленькой дочкой. Они собираются спасти свою дочь, отправив ее в Матрицу из мира машин, так как Sati —программа без цели, а это для машин неприемлемо. У каждой программы должна быть своя цель, иначе они уничтожаются. Но, необходимо сказать, что семья – это программы. И Нео удивлен тем, что программы могут любить, а ведь для них не существует чувств. Но для них любовь – это связь. Здесь опять отчетливо звучит тема любви, но и более того тема самопожертвования. Так как Sati еще означает самопожертвование (древний индусский ритуал, когда вдова должна была сгореть вместе со своим умершим мужем). Короче говоря, эта сцена — символ того пути по которому должен будет пройти Нео. А любовь – это новый принцип устройства системы – интуитивная непосредственная связь. Не случайно Сати остается под опекой Пифии. Еще интересен момент, когда Пифия учит Сати, как готовить печенье. Это сцена – передача знания.

Путь Нео. Нео – это последняя надежда Зиона. Последний оплот сопротивления. Единственный шанс. То есть, Нео несет функцию спасителя. Причем он спасает не только Зион, но и Матрицу. В эпичном противостояние Смита и Нео он побеждает его не при помощи силы, но через осознание диалектической взаимосвязи. т.е. он – это Смит. В противном случае они сражались бы бесконечно. В конце, когда Нео позволяет матрице стереть код Смита, в городе машин яркий свет в форме креста пронзает тело Нео. Думаю, после такого символа аналогии очевидны. Кстати, во время битвы звучит композиция "Neodämmerung". Название происходит от немецкого слова dämmerung, что значит "сумерки" (неважно, утренние или вечерние) или "заря" с интернациональной приставкой Neo. Так что, с одной стороны это "Сумерки Нео" (гибель Нео), с другой - "Новый рассвет". Текст песни представляет собой древние индуистские молитвы - "Упанишады", написанные на санскрите.

Примерный перевод:
«Веди меня от небытия к бытию. Веди меня от тьмы к свету. Веди меня от смерти к бессмертию.
Тот, кто знает обоих вместе - и знание и незнание, переправившись через смерть с помощью незнания, достигают бессмертия с помощью знания.
На чем выткано небо, земля и воздушное пространство вместе с разумом и всеми дыханиями - Знайте: лишь то одно - Атман. Оставьте иные речи.Это мост к бессмертию.
Разум выше чувств, сущность выше разума, душа выше сущности, а выше этого Великий Атман - источник всего.
Когда пять источников знаний успокаиваются вместе с разумом, и не действует способность постижения - это зовут высшим путём.
Когда Великое Бытие осознано, и как высшее, и как низшее, тогда узы сердца разорваны, все сомнения рассеяны и карма уничтожена». (http://lozhki.net/)
Т.е. фоном идет объяснение «происходящего».
И теперь можно вернутся к самому первому диалогу в трилогии:
«Сhoi: Hallelujah! YouaremySavior,
man! My own personal Jesus Christ!» 

Все становится на свои места. Нео – это Иисус Христос. Но, на мой взгляд, Матрица — это не традиционное религиозное произведение, а антропологический манифест в духе эпохи Возрождения. Где на первом месте стоит человек и его идеальные качества, совершенный проект, некий предельный человек – богочеловек.
Через весь фильм мы можем наблюдать идею развития. От Томаса до предельного Нео.
Нео здесь не статический герой с уже данными качествами, а субъект, который претерпевает и развивается.

Говоря о христианском мифе, история Нео во многом перекликается с новозаветным сюжетом. Но, как уже было сказано, развитие идеи идет через символический способ. Символическая смерть Нео – это ослепление его Бейном (ослепление в древней Греции – это символ смерти). Так же есть схождение в ад, если предположить, что Троица — это единая личность, ну или же часть Нео, то сцена визита Меровингина (клуб Hell) хорошо встраивается в этот миф. И, собственно, само воскрешение. Его код вписывается в новый принцип построения системы, т.е. зачинателя новой парадигмы, нового мироустройства.

Игра Пифии. Этот персонаж стоит несколько в другой позиции по сравнению со всеми остальными. На самом деле все происходящее обусловлено ее идеей – идеей гармоничного сожительства, мира на новом основании – интуиция и любовь, то есть Матрица становится более человечной. Вспомним диалог Архитектора и Пифии в конце фильма. На мой взгляд, вся трилогия представляет антропологический манифест, где главная тема это духовность человека – любовь, вера, свободная воля, интуиция, стремление к истине.

Резюме. Пожалуй, никакой другой кинопродукт для массового зрителя не порождал столь широкой и глубокой философской дискуссии. Братьям Вачовски удалось поразить всех: от зрителя, который пребывает в полном восторге от эффекта «bullet-time», до искушенного философа, который не понаслышке знаком с «большим другим». Но, по моему мнению, основным лейтмотивом фильма является идея человека, то есть, «Матрица» это скорее художественное переосмысление гуманистических идей эпохи возрождения, рассказанная в оригинальной форме – в форме «символического кибер-панка». Главная идея требует последовательной расшифровки, для которой зритель должен обладать неплохой общекультурной подготовкой: он должен быть знаком с древнегреческой и христианской мифологией, главными символами интеллектуальной культуры, и обладать «уверенным знанием» PC.

Что касается самой философии, то она там, конечно, есть, но в «имплицитном» или «заархивированном» виде. И развернуть мы ее попробуем в следующей статье. To be continued…

Опубликовано 22.3.2016
Neotericus
Made on
Tilda