Не так давно мы публиковали материал от нашего автора Владана Клемента о его учебе в Университете Лиона. Сегодня наша подписчица решила поделиться своим опытом обучения в другом французском университете - Сорбонна.
Уже четвертый год я учусь в Сорбонне (Париж 1 Пантеон-Сорбонна) на факультете философии.
Система обучения во Франции немного отличается от российской. Здесь первые три года студенты проходят общий курс и получают диплом Licence, который эквивалентен нашему бакалавру. Четвертый и пятый года обучения посвящены магистратуре и написанию магистерской исследовательской работы. С этого года выбору студентов нашего факультета было предложено пять специализированных курсов: философия и общество и политическая философия, история философии, современная философия, логика и философия науки, философия и история искусств. После некоторых сомнений и года, котрый мне потребовался на поиски себя, я выбрала последний вариант.
Особенно интересным в Сорбонне мне показалось, что направление Философия и История Искусств представляет собой уникальный образовательный проект, единственный во Франции, который даёт возможность быть в тесной взаимосвязи не только с факультетом философии, но и с факультетом истории искусств и Национальным институтом истории искусств. На первый план выдвигаются практическая возможность изучения эстетических категорий, исторических классификаций, анализа современных творческих практик, вокруг которых выстраивается новый философский дискурс, критика искусства, организация и принципы работы культурных учреждений (музеев, галерей, театров, оперы и т.д.).
Вспоминая историю начала моих взаимоотношений с Сорбонной, хотелось бы вернуться на четыре года назад. Я поступала в университет уже долго живя во Франции. Это помогло мне избежать большинства административных трудностей по оформлению всевозможных документов, разрешений и справок. Для этого было необходимо просто подать досье на выбранное направление и дождаться положительного ответа из университета.
Процесс поступления был тот же, что и у французов. Единственное, что мне потребовалось в дополнеии к стандартному списку документов – это диплом, подтверждающий мой уровень французского языка. Для первого года обучения это, как правило, B2, а вот для поступления в магистратуру необходим C1.
До поступления в Сорбонну и ещё до моего переезда во Францию, я успела закончить Московский государственный пищевой университет по специальности управление на предприятии. Но, чувствуя неудовлетворённость выбором и отсутствие интереса к данной области знания, я решила воплотить свою старую мечту в жинь и посвятить себя изучению философии. К тому же, кардинальная смена сферы познания мне была просто необходима на тот момент моей жизни. Это было связано с тем, что я находилась в состоянии глубочайшей депрессии и мне срочно требовалось хотя бы попытаться отыскать утраченный смысл жизни. Мне нужно было занять голову новыми мыслями, способными пробудить или поддержать угасающий интерес к собственному существованию.
Так я оказалась в Сорбонне в сентябре 2013 года.
Иностранных студентов на факультете философии первые три года практически не было. Исключение - редкие студенческие обмены, когда на пару-тройку недель к нам в группу попадал студент из Италии или Испании. Я хоть и была обычным штатным студентом, тем не менее ощущала себя иностранкой.
Главная сложность заключалась в том, что нужно было быстро научиться манипулировать со множеством различных концептов, выстраивать логические умозаключения и, конечно же, писать бесконечное множество диссертаций на самые классические философские темы. Да и чтение философских текстов не всегда давалось легко, учитывая, что ещё три года назад я вообще ни слова не понимала по-французски. Всё было очень быстро, приходилось встраиваться в систему. Хотя стоит отметить, что преподаватели всегда делали небольшую скидку на то, что французский язык не является мои родным.
Первые три года образования в Сорбонне требуют очень стандартизированного подхода к выполнению заданий. Это напоминает муштру.
На философском факультете есть два основных упражнения, которые студенты должны выполнять на отлично по всем канонам и требованиям: комментарий к философскому тексту и диссертация на заданную тему (сочинение по-русски). Изучение основных философских трудов так же входит в программу, но с небольшой оговоркой. Обучение в Сорбонне на факультете философии предполагает изучение европейской и в незначительной мере североамериканской философской мысли.
За 3 года на моей памяти не было ни одного упоминания об азиатской философии, практически отсутствовала тема существование русской философии... Что касается последней, то редкие упоминания всё же случались, но не трудно догадаться, что все они сводились так или иначе к теме марксизма, социализма или анархизма. Среди фамилий русских философов, которые могли прозвучать на редких семинарах: Достоевский, Толстой, Ленин и Бакунин. На этом, почему-то, для французов русская философия заканчивалась. Зато среди их излюбленных мыслителей можно назвать Аристотеля, Платона, Декарта, Канта, Спинозу и Маркса. К последнему у них вообще неиссякаемая любовь. Они по-прежнему с трепетом вчитываются в «Капитал» и надеются вытащить оттуда что-то пригодное для сегодняшней реальности.
И вообще, университет Сорбонна Париж 1 является, пожалуй, самым левонаправленным высшим учебным заведением Франции. Здесь студенческие леворадикальные движения имеют немалое влияние, которое зачастую выражается в бессмысленных акциях протеста на любую социально-актуальную тему или, того хуже, в полной блокировке учебных корпусов в рамках выражения протеста.
Учёба в магистратуре сильно отличается от первых трёх лет общего обучения. Чувствуется больше свободы в выборе предметов, меньше давления со стороны преподавателей, появляется больше времени на ориентацию согласно поставленным приоритетам. Как я уже сказала выше, в этом году мне посчастливилось быть принятой на курс Философии и истории искусств. Семестр только начался, идеальная организация учебного процесса не является сильной стороной французских университетов. Поэтому мне ещё предстоит пройти немало трудностей в плане поиска руководителя исследовательской работы и установления контакта с ним, а лёгкий административный хаос на первоначальных этапах являются серьёзным препятствием на пути формулирования темы магистерской работы, разработки её плана и подготовки библиографии. К счастью, я уже примерно обозначила направление для моей будущей работы. Она будет связана с философией современного искусства. Генезис, дихотомия и абберация, кризис духа, материализм и индустриализация искусства – вот некоторые аспекты, которые мне хотелось бы рассмотреть в течение этого года.
После окончания магистратуры есть возможность продолжить научную и исследовательскую деятельность в университете. Но для меня предпочтительнее было бы перейти в профессиональную сферу. Например, философское образование позволяет не только начать карьеру преподавателя, но и открывает немало возможностей в области культурных коммуникаций, госслужбы (в национальных музеях, галереях, библиотеках, отделах культуры при мэрии и пр.), в международных культурных организациях (например, ЮНЕСКО), негосударственных ассоциациях, журналистике и на рынке искусства (инвестирование, аналитика, аукционы, статистика и т.д.).