hiSocrates

Einfühlung как необходимая часть эвалюации искусства


А вот и вторая часть диссертационных тезисов Владана Клемента (если пропустили первую, она здесь). На этот раз - об искусстве и о том, как эмоции помогают нам его проживать.

Проблема:

Философия искусства столетиями пыталась ответить на вопросы «Что есть красота?», «Что есть искусство?», «Каких компонентов можно лишить произведение искусства, чтобы оно по-прежнему осталось искусством?» (Carroll, 1999). Дебаты, касающиеся этих вопросов, были чисто теоретическими и часто попадали скорее в область эстетики. Но в последние пол века к ним добавилась экспериментальная философия, нейронаука, экономика и другие.

Можно сказать, такие дебаты имеют два лагеря. Один лагерь считает, что эвалюация искусства – это, в сущности, эмоциональный вопрос (Fingerhut, Prinz, 2018; Gernot, Pelowski, Leder, 2017). Противоположная сторона придерживается мнения, что эмоции могут играть роль, но все же речь идет скорее о когнитивном процессе (Creusen, Schoormans, 20005; Norman, 2004; Goodman, 1968).

Эта тема вовсе не теоретическая: над-национальные концерны инвестируют миллионы долларов в изучение поведения потребителей. Чем больше продукт (его дизайн) зацепит клиента, тем скорее клиент его купит (Tepper-Tian, Bearden, Hunter, 2001).
В своей работе я попробую поддержать тезис, который исходит из первого лагеря, однако явно придает Einfühlung (вчуствование, feel into; being moved) его необходимость при эвалюации произведения (искусства).

Тезис:

Хотя оппоненты утверждают, что Einfühlung не является важным для эвалюации, я утверждаю, что он для нее необходим.

Аргумент I

Эмоция вчувствования в произведение (искусства) играет важную роль при его эвалюации.

Поддержка аргумента I

И сторонники когнитивного лагеря признают, что, например, у картины человеческого лица зритель выражает эмоциональную реакцию, так называемую мимикрию, с выражением лица на картине. Однако, это можно утверждать только у подобного типа картин (репрезентативное искусство), как только мы перейдем к абстрактному искусству, эта эмоция исчезнет.

Однако эмпирические исследования показали, что эмоция вчуствования не ограничивается только репрезентативным искусством, но имеет место и в искусстве абстрактном. Эмоция вчуствования в произведение ведет к лучшему и более глубокому эстетическому переживанию (Gernot, Pelowski, Leder, 2017).

Возражение против аргумента I

Эмоция вчуствования недостаточна, поскольку, чтобы в произведение можно было вчуствоваться и сопереживать ему, тема и образ произведения должны прямо касаться наших личных ценностей. Прекрасное изображение «Последней вечери» не способно втянуть в себя атеиста так, как верующего христианина (Cova, Deonna, 2017).

Опровержение возражения против аргумента I

Эмоция вчуствования – это качество наблюдающего, а не произведения («иметь способность, чтобы в меня кто-то вчуствовался»). Если верующий христианин оценивает эту картину намного лучше, чем атеист, это тому хорошее доказательство. Тем, что ему удалось больше вчуствоваться в картину и сопереживать ей, он оценил эту картину как эстетически лучшую. И это именно то, что я пытаюсь доказать.


Аргумент II

При эвалюации произведения искусства эмоции обычно играют существенную роль.

Поддержка аргумента II

Основные четыре подхода к тому, как мы реагируем на объект искусства, содержат в себе чувства как свою неотъемлемую часть. Оставшиеся три – это интерпретация, признание и оценка (Carroll, 1999). Результаты нейроэстетических опытов показывают, что пока человек оценивает произведение искусства, у него активируется две части мозга (mOFC, ACC), которые отвечают как раз за эмоции (Kawabata, Zeki, 2004).

Возражение против аргумента II

Оценка произведения искусства имеет скорее когнитивный характер. Например, аутентичность произведения влияет на все факторы, которые могут повлиять на результат оценки, как например, талант творца, впечатление от произведения, ремесленное качество (Wolz, Carbon, 2014). Если речь идет об эстетической оценке продукта, важной ее частью будет и предполагаемая полезность. Критерий красоты здесь только одна из составляющих (Norman, 2004).

Опровержение возражения против аргумента II

Речь идет о двух разных подходах. Сторонники эмоционального лагеря аргументируют результатами нейронауки, в то время как сторонники когнитивного скорее гуманитарными методами, такими как живой эксперимент, групповой сеанс или анализ рынка. Речь просто идет о немного других результатах. Это показательный пример так называемой Теории двух культур – теории гуманитарной и культурной науки (Snow, 1993). В гуманитарных методах, когда речь идет об оценке произведения искусства, в игру вступают элементы «большой пятерки»: комфортный творческий выбор (охотнее не/будете оценивать положительно, потому что так оценивает мейнстрим), комфортный непопулярный выбор (охотнее не/будете оценивать отрицательно, потому что так оценивает мейнстрим), избегание похожести (охотнее не/увидите больше похожих мотивов), открытость экспериментам (не/охотно пойдете на новый опыт). Эти психологически-социальные аспекты влияют на то, как опрошенный оценит произведение искусства. Однако если мы посмотрим на результаты сканирования человеческого мозга, этот «налет» устраняется, и мы можем видеть, что эмоции тесно вплетены в художественную эвалюацию.

Аргумент III

Вчувствтвоваться и сопереживать – это наиболее доступный вариант среди эмоций, которые могут играть ведущую роль в художественной эвалюации.

Поддержка аргумента III

Вчуствоваться и сопереживать – это эмоция, которая способна лучше всего объяснить интерес вступать в контакт с негативными эмоциями, например, при просмотре фильма в кино (Hanich, Menninghaus, 2017). Остальные эмоции такой объяснительной силой не обладают.

Возражение против аргумента III

Необходимым конституентом эстетического оценивания является удивление. Удивление – это основной мотив уже с Античности, когда Аристотель и Платон называли его основой философии, а Декарт считал главной человеческой эмоцией (Fingerhut, Prinz, 2018).

Опровержение возражения против аргумента III

Авторы сразу в начале главы, которая представляет Удивление, признают, что эта эмоция забыта, и интерес к ней со временем утратился. Причиной может быть то, что Einfühlung – это новый концепт, эксплицитно продекларированный только во второй половине 19 века Теодором Липпсом, Робертом и Фридрихом Вишерем (Nowak, 2011).
Удивление никоим образом не объясняет, почему бы мы добровольно подвергли себя произведению, о котором знаем, что оно принесет нам негативные эмоции, а потом его положительно оценили. Удивление – это краткосрочное состояние, которое может предшествовать вчуствованию, но само по себе недостаточно. Сам Принц, соавтор тезиса о необходимости удивления, в другой статье описывает, что это страх, а не счастье или возбуждение, которые возвышают искусство (Eskine, Kacinik, Prinz, 2012). И как уже было сказано, объяснить добровольное подвержение себя негативным эмоциям может только эмоция Einfühlung.

Заключение:

На основании дебатов двух противоположных лагерей я представил аргументы в пользу одного из них, - того, который отстаивает необходимость эмоций при эстетическом оценивании произведения искусства. Чтобы пойти еще дальше, я попробовал доказать, какая конкретная эмоция необходима для такого оценивания. Это эмоция Einfühlung, т.е. эмоция вчувствования и сопереживания.
В рамках этого представления я не только использовал аргументы противоположного лагеря, но и должен был столкнуться в аргументации с авторами из собственного лагеря. 

Опубликовано: 28.11.2019

Литература:

Carroll, N. (1999): Philosophy of art. A contemporary introduction. Routledge.
Cova, F., Deonna, J.A. (2014): Being moved. Philosophical studies 169.
Creusen, H., Schoormans, J.P.L. (2005): The different roles of product appearance in cosumer choice. Journal of Product Innovation Management Vol. 22.
Eskine, K,J., Kacinik, N.A., Prinz, J.J. (2012): Stirring Images: Fear, Not Happiness or Arou- sal, Makes Art More Sublime. Emotion, February 6.
Fingerhut, J., Prinz, J.J. (2018): Wonder, appreciation, and the value of art. Progress in Brain research Vol. 237.
Gernot, G., Pelowski, M., Leder, H. (2017): Empathy, Einfuhlung, and aesthetic experience: the effect contagion on appreciation of representational and abstract art using fEMG and SCR. Cognitive Processing, Vol. 3.
Goodman, N. (1968): Languages of art. Hacket Publishing Company.
Hanich, J., Mennighaus, W. (2017): Beyond sadness: the multi-emotional trajectory of melod- rama. Cinema Journal 56.
Kawabata, H., Zeki, S. (2004): Neural correlates of beauty. J. Neurophysiol. 91.
Norman, D.A. (2004): Introduction to This Special Section on Beauty,Goodness, and Usabili- ty. Human–Computer Interaction, 19:4.
Nowak, M. (2011): The Complicated History of Einfühlung. Argument Journal, Vol. 1, s. 301. Snow, C. P. (1993): The two cultures. Cambridge: Cambridge University Press
Tepper-Tian, K., Bearden, W.O., Hunter, G.L. (2001): Consumer‘s need for uniqueness: Scale development and validation. Journal of Consumer Research Vol. 28.)
Wolz, S. H., Carbon, C. (2014): What’s Wrong with an Art Fake? Cognitive and Emotional Variables Influenced by Authenticity Status of Artworks. MIT Press.
2022-05-21 19:14 Neotericus