В октябре 2017 года я посетил город Порту, чтобы принять участие в моей первой международной конференции. Она была организована философской исследовательской группой города и проходила уже в пятый раз. Ранее ее принимали Нью-Йорк, Мехико, Гонконг и Сан-Франциско. К сожалению, я узнал об этом проекте только в прошлом году, когда он впервые проводился в Европе, что лишило меня возможности совершить длительное турне и побывать в одном из необычных для европейца городов.
Как мне объяснили представители сообщества, организовавшего это мероприятие, деятельность их команды можно охарактеризовать следующим образом:
«С междисциплинарной точки зрения она включает в себя такие направления исследований, как городское планирование, экология, архитектура, география и искусство. Нередко рассматриваемые вопросы касаются прикладной философии и этики. В работе также используются знания, полученные и в других областях. Приветствуются все философские традиции».
Также мне посчастливилось встретиться с президентом конференции Шейном Энтингом, который оказался очень приветливым и отзывчивым человеком.
На собрании предполагалось рассмотреть ряд философских вопросов, связанных с городом, на что указывали названия мероприятия и исследовательской группы.
Конференция, действительно, была междисциплинарной. Сначала я встретился с профессорами из технических университетов (развитие городского транспорта и беспилотных автомобилей). Затем состоялось деловое общение с преподавателями экономических вузов (решение проблем, связанных с распределением материальных благ в странах третьего мира и расширением азиатских городов). Также произошла встреча с научными деятелями из различных художественных университетов (рассмотрение вопросов, связанных с городской эстетикой и переориентацией городского пространства).
В этом событии принимали участие философы почти со всего мира. Представители Азии, Африки, Северной Америки создали очень вдохновляющую атмосферу для обмена новыми идеями. Многие участники были уже знакомы друг с другом и даже поддерживали отношения за рамками проекта. Для них эта конференция является инкубатором идей. Она дает им возможность ежегодно встречаться, представлять свои текущие работы другим ученым и участвовать в жарких дебатах (так как я ни с кем не был знаком, то чувствовал себя очень неловко, вначале мне пришлось даже обедать в одиночестве).
Двухчасовые обеденные перерывы, с моей точки зрения, были очень необычными. В течение всего этого времени, несмотря на то, что оно было предназначено для угощения и отдыха, участники продолжали общаться и делиться своими идеями. Нередко, в конце такого перерыва, когда я старался успеть хоть немного перекусить, кто-нибудь подходил ко мне и спрашивал: «Вы ведь Владан, верно? Расскажите мне о вашем докладе подробнее. Его название меня очень заинтриговало».
Первый день показался мне слишком напряженным, но так как подобная нагрузка была здесь обычным делом, мне пришлось привыкать к ней. В конце первого дня конференции на балконе факультета искусств мы наслаждались отличным вином Porto и прекрасной джазовой музыкой. Такая обстановка располагала к общению, поэтому в этот вечер у меня появилось сразу несколько новых знакомых.
Мой доклад назывался «Город – в начале всего. Новая политическая теория, снова отводящая главную роль полисам». Согласно этой теории, города – это небольшие самостоятельные правовые субъекты. Это предложение создать технократическое общество, основанное на современных технологиях, общество без лидеров или политики, стоящее на позициях политического анархизма, где люди руководствуются простой конституцией, в основе которой находятся всего два золотых правила – неприкосновенность жизни и имущества. Эта революционная и смелая теория пытается выяснить все, даже самые малейшие потребности, удовлетворение которых позволит такому обществу нормально функционировать. По причине морального релятивизма она переходит от глобальной к локальной.
Эта политическая теория возникла как один из результатов моих исследований теории урбанизма, и мне показалось, что эта конференция может быть подходящим местом для проверки ее состоятельности. Мое двадцатиминутное выступление привело присутствующих в замешательство настолько, что я подумал об издании книги с подробным изложением этой теории. Но нет худа без добра. Моя речь вызвала не только ряд критических замечаний, но и заинтересовала многих участников конференции. Они обсуждали ее со мной и советовали литературу, которая мне может пригодиться в дальнейших исследованиях.
Среди других выступлений мне хотелось бы отметить речь Майка Дугласа «Рост прогрессивных городов и его влияние на благосостояние людей: глобополис и космополис как альтернативное будущее городов в Азии».
Я узнал совершенно новую для меня информацию о городском управлении в Азии. В первую очередь речь шла о Сеуле, который благодаря усилиям новоизбранного мэра, оказавшегося чрезвычайно активным политиком, превратился из города глобополиса в космополис. В этой теории глобополис – это проект мирового города, в котором заранее предусмотрено и распланировано быстрое акционирование предприятий и установлен контроль над использованием городского пространства. Эти шаги должны поддерживаться неолиберальными политическими режимами. В космополисе предусмотрено большее, чем в глобополисе участие города в общественной жизни, в результате чего гарантируется справедливость распределения благ, и предоставляются возможности для улучшения благосостояния населения.
Еще один интересный доклад был представлен Бенджамином Будоу. Он назывался «От города с беженцами к городам для беженцев: гостеприимство в глобальном городе».
Это выступление было посвящено сети городов, которые принимают беженцев и помогают им на местном уровне, делая это без поддержки правительства и т.п. Власти этих городов решили своими силами помогать вынужденным переселенцам, предоставлять им убежище и защиту. Они сотрудничают друг с другом и делятся своим опытом. Мне очень понравилось это выступление, потому что оно вдохновило меня продолжать свои собственные исследования, в которых я пытаюсь показать, что города являются носителями нравственности, а не только исполнителями воли национальных государств. В докладе говорится скорее о местном гражданстве, чем о гражданстве страны. Когда дело касается городов, мы можем наблюдать моральный релятивизм в повседневной практике - это тот момент, когда я чувствую, что мое исследование действительно имеет смысл.
Опубликовано 23.1.2018