hiSocrates

Аристотель о природе цвета


В своей статье я хотел бы представить учение Аристотеля о природе цвета и дать свою трактовку его короткому и точному определению из второй книги его работы «О душе».
Аристотель вводит свое определение цвета не само по себе, а в более широком контексте своей теории о «зрительном чувственном восприятии». Для него каждое конкретное чувственное восприятие имеет три основных взаимосвязанных компонента: чувственно воспринимаемый объект, подходящая среда и соответствующий орган ощущения. Поэтому, когда мы хотим понять процесс восприятия цвета, мы должны рассмотреть взаимодействие этих трех компонентов. Это означает, что, если мы хотим видеть какой-то цвет, мы должны иметь здоровые глаза, а также должны существовать видимый цветной объект и определенная среда.

Рассмотрим краткое определение цвета, учитывая вышеизложенную информацию о зрительном восприятии: «Всякий цвет есть то, что приводит в движение действительно прозрачное, и в этом — его природа.(πᾶν δὲ χρῶμακινητικόν ἐστι τοῦ κατ' ἐνέργειαν διαφανοῦς, καὶ τοῦτ' ἐστὶν αὐτοῦ ἡ φύσις418a31-b2. Ronal Polansky 2010, 266). Мы можем всесторонне рассмотреть концепцию Аристотеля о природе цвета исследуя ключевые термины этого формального определения в трактате «О Душе», хотя в его сочинениях «О слышимом» и «О восприятии и воспринимаемом» также содержатсяразмышления о природе цвета.

Согласно его определению, кажется, что любой цвет/πᾶν δὲ  χρῶμα, или правильнее сказать, цветные объекты, могут приводить в движение/κινητικόνчто-то или воздействовать на что-то, что является «актуально прозрачным». Поэтому функция цветных объектов – создавать движение и вызывать действие, которое производит изменение в чем-то, что получает и принимает такое действие. Для него кинезис (движение) – это актуализация (энтелехия) потенциальной (динамической) способности. Это происходит как метаболизм, т. е. происходит изменение категории качества, количества или места (Peters 1967, 103 “Kinesis”). Не вдаваясь в подробности его теории о движении и не выходя за рамки нашего исследования, мы может сказать, что цветные объекты действуют как «внешняя» причина движении, вследствие которого происходят изменения в чем-то еще. Таким образом, суть цвета – это действие или движущая способность, и поэтому он должен воздействовать на нечто, отличное от самого себя. И согласно этому предположению, можно сказать, что перед человеческими глазами,существует что-то, на что действует «движение» цветных объектов. Должно существовать что-то, что заполняет пространство между видимым и видящим. Он называет это «средой». Именно среда вызывает в органе зрениято особое движение и превращение, в результате которого орган усваивает форму ощущаемого предмета и начинает видеть.

Прежде чем описать эту важнейшую составляющую процесса цветовосприятия, я хочу предложить свое определение термина «среда». Использование среды означает существование двух упорядоченных, отличных друг от друга и взаимосвязанных объектов. Это так же значит, что между ними происходит что-то имеющее отношение к ним обоим и что для них является необходимым и способно передавать что-то от одного другому в одном направлении. Согласно Аристотелю, цвет, прежде чем он достигнет глаза и станет видимым, должен воздействовать на что-то, что находится между наблюдателем и цветным объектом. И это что-то актуально прозрачное выступает в качестве визуальной среды, потому что оно работает как промежуточное звено. Именно с его помощью действие цветных объектов передаются визуальному органу, который находится на расстоянии от них. Прозрачное – это то, что само, будучи невидимым, позволяет видеть сквозь себя другое. Эта бесцветная, освещенная и нейтральная «актуальная прозрачность» является «светом», который способна принимать и передавать цвет глазам, воспринимающим таким образом форму цвета без его материи.

Опубликовано 11.9.2018
Из вечности
Made on
Tilda