Опыт учебы на философском факультете Университета Лион-3 имени Жана Мулена

Владан Клемент родился в Чехии, сейчас он работает над диссертацией, посвященной урбанизму. Недавно он вернулся из Лиона, где провел некоторое время в стенах университета Лион-3 имени Жана Мулена. Он рассказал нам кое-что интересное о развитии философии во Франции.

  1. Какова основная тема Ваших исследований? Почему Вы выбрали эту область?

Лучше поговорить о сути моих исследований, чем о главной теме. Ядром моего исследования является моральная теория Джесси Принца, которая касается вопросов морального релятивизма. Неважно, сосредоточен ли я на теории права, теории политики или, как недавно, на философии урбанизма — все эти темы я изучаю через призму основного ядра.

Я считаю, что у философов есть свои причины, объясняющие выбор той или иной темы — это никогда не будет нейтральным интересом философа, его глубоко волнует выбранная тема. В мои первые годы университета меня очень интересовала тема зла (нравственно неправильные действия) в моей личной и академической жизни. Я начал понимать особый смысл этих явлений, когда открыл для себя теорию Принца. Изучение нравственных механизмов также дало мне возможность лучше ладить с людьми.

  1. Где Вы учились прежде? Где Вы учитесь теперь?

Все свои степени я получил в городе Брно, в Чешской Республике. За время обучения этот университет стал для меня родным. Но между тем, учась в Брно, я провел 6 месяцев в Лионе, во Франции, работая над дипломом бакалавра, еще 6 месяцев во Вроцлаве, в Польше, где я получил диплом магистра, и недавно я возвратился из Лиона, где я проходил докторскую интернатуру.

  1. Какова была основная цель, когда Вы выбрали университет для Ваших исследований? Какие критерии были решающими для Вас?

Я выбрал университет в Лионе, потому что, как я уже говорил, четыре года назад я провел там шесть месяцев. За время пребывания в его стенах я смог увидеть новые возможности некоторых философских методов и, главное, я начал рассматривать большой город как философскую проблему.

В аспирантуре я выбрал философию Урбанизма как основную тему, поэтому, мой выбор был достаточно прост, ведь существует не так уж много кафедр философии, занимавшихся этой темой, если не ошибаюсь, не более трех.

Во время моего пребывания во Франции я познакомился с замечательным преподавателем, который познакомил меня с политической составляющей проектирования города.

Главная причина, почему я выбрал этот университет, был Жан-Филипп Пьеррон, который согласился быть моим научным руководителем и с энтузиазмом отнесся к моей работе.

  1. Как проходил процесс поступления? Вы принимали участие в программе по обмену, такой как Erasmus?

Я воспользовался возможностями программы Erasmus, так как это был самый удобный способ поступления. Процесс был довольно прост, потому что это было не первое мое пребывание за границей. Главным преимуществом было то, что я поступал не как обычный студент, который обязан посещать занятия и получить хорошие оценки, и мог заниматься исследованиями и работать над диссертацией.

  1. На каком языке велось Ваше обучение?

Формально вы не можете учиться на английском языке, так как официальным языком является французский. Я не могу похвастаться отличным знанием французского, но я могу активно решать текущие задачи, и, самое главное, могу читать тексты на этом языке. С моим куратором я переписывался на французском языке, или английском, с добавлением нескольких французских слов.

  1. Какова специфика этого университета? Он отличается от Вашего родного университета?

Самая большая разница в социальном статусе философии. Во Франции это одно из самых  престижных направлений исследовательской работы, что можно заметить даже в университете. По этой причине атмосфера там несколько другая.

Стоит отметить более высокий уровень обучения. Например, в университете в Лионе для каждой лекции предусмотрено проведение семинара. Это значит, что, если у Вас есть курс философии Платона, Вы должны не только посещать лекции, но и участвовать в семинаре, где Вы читаете книги и проводите анализ аргументации и интерпретации.

Кафедра философии – это очень дружный и сплоченный коллектив, где все хорошо знают друг друга, поэтому, иногда профессора называют просто по имени.

Меня удивило, что там не так много устных экзаменов. Большинство экзаменов это так называемые “досье” (dossier) – эссе на вольную тему. Такая же традиция есть в школе, где в выпускном классе проходят курс философии.

В конце прошлого года школьники старших классов должны были написать довольно длинное эссе по какой-то абстрактной теме, такой как “свобода” или “свободная воля”. Им нужно было использовать литературные источники и подкреплять свое мнение аргументами. Вот почему философия настолько уважаема в массах, ведь тем, кто учился в школе, пришлось пройти через очень трудное испытание. Многие люди говорили мне, что философия была самым сложным предметом в школе.

Еще такой пример: на первом году обучения философии есть курс по Платону и при его завершении вы должны написать эссе о какой-то конкретной проблеме, объемом, как минимум, 15 страниц. Причем, качество имеет значение.

Система оценок состоит из баллов от 0 до 20, где 20 это максимум. Для сдачи экзамена нужно набрать 10 и более баллов. Кажется, довольно легко набрать эти 50%, но как я заметил, люди чувствуют себя как боги, если они получают 15.

Еще одно отличие заключается в том, что философия в Лионе стремится быть более прикладной наукой. Это не правило, но преподаватели рады, если вы работаете над чем-то, что связано с реальным миром — наиболее подходящим направлением является экологическая философия. Вы можете продолжать такие исследования, даже когда дело доходит до обучения в аспирантуре. Но претенденты, которые имеют финансовую поддержку от какой-либо организации, более предпочтительны. Например, один студент, занимаясь философией урбанизма, заключил коммерческую сделку с архитектурной мастерской. Договор с этим частным предприятием давал ему определенные гарантии, с которыми было легче поступить и получить стипендию, которую (как я понял) студенту платили обе организации: университет и предприятие.

Связь фундаментальной науки и прикладной можно также увидеть в темах кандидатских диссертаций. Например, мне хорошо запомнилась одна диссертация, которая называлась, что-то вроде, “Политические последствия совместного озеленения городских дворов”.

  1. У Вас был куратор? Расскажите о нем, пожалуйста.

У меня есть наставник, я уже говорил о нем — Жан-Филипп Пьеррон. Несмотря на то, что он был главным руководителем в докторантуре, он был очень скромен и доброжелателен. Ему было не безразлично, как у меня идут дела, причем не только в моих исследованиях, но и, например, в личной жизни.

При первой встрече он заверил меня, что моя тема глубоко философская, и что мне не придется беспокоиться о признании ее научной. Он предложил мне взглянуть на устройство города с необычной стороны. Я никогда не думал, что для этого можно использовать феноменологический метод.

Я мог обратиться к нему 24 часа в сутки, семь дней в неделю, написав на электронную почту. Я мог рассчитывать на его помощь во всех трудных ситуациях, которые у меня возникали. Подводя итог, скажу, что хотел бы иметь больше времени, чтобы приехать в Лион снова и заниматься исследованиями под его руководством.

  1. Какие философские направления и темы пользуются популярностью среди студентов и преподавателей?

Я думаю, что освещение философских областей довольно стандартное. Самое большое отличие – более высокая популярность политических вопросов, и участие студентов в дебатах на темы, актуальные в реальной жизни, например, экологических.

  1. Как долго Вы там учились? Собираетесь ли Вы вернуться в Лион в будущем?

В первый раз я провел там шесть месяцев, потом приезжал еще на три. Я очень хочу вернуться и пройти еще одну интернатуру. Сейчас я рассматриваю возможность воспользоваться программой Cotutelle, которая может помочь мне учиться в двух университетах одновременно, чтобы получить две степени.

  1. Как пребывание там помогло Вам с вашей диссертацией?

Оно помогло мне, главным образом, морально, потому что я узнал наверняка, что моя, своего рода, спорная тема именно философская. Мой научный руководитель и более опытные в написании работ коллеги давали мне хорошие советы относительно литературного аспекта моей работы, с которым я был знаком не очень хорошо. Благодаря этому я написал 50 страниц дипломной работы в течение трех месяцев пребывания в Лионе.

Университет Джин Мулин Лион III (Университе Джин Мулин Лайон III) — французский университет, расположенный в городе Лионe и являющийся частью Лионской Академии. Университет делится на пять факультетов, на которых обучаются в общей сложности более 20 тысяч студентов, которые получают здесь образование, в зависимости от выбранного курса, от 2 до 8 лет. Философский факультет Лион-III предлагает специализацию в области эстетики (система исследования ДЭА - справочная архитектуры и градостроительства), аспирантуру музееведения, изучение современных средств СМИ и этики (философия жизни).*

*информация из Википедии

Перевел: Олег Басов

Опубликовано 22.5.2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Experience from La Faculté de Philosophie of Jean Moulin University Lyon 3

Vladan Klement, one of ours authors, is originally from Czech Republic and writes here his dissertation of Urbanism, but recently he spent some time in Lyon, at Philosophical faculty of Jean Moulin University Lyon III. He told us some interesting things about philosophy in France.

  1. What is the main topic of your research? Why did you choose that area?

It’s better to speak more about the core of my research than about the main topic. The main core of my research is Jesse Prinz’s moral theory containing moral relativism.

It doesn’t matter if I’m at some point focused on theory of law, theory of politics or as recently on the philosophy of Urbanism — all of those topics I’m investigating through the perspective of the main core.

I do believe philosophers have their own motivation on why they have chosen their topics- it’s never a neutral interest, a philosopher is deeply concerned about his topic of philosophy.

In my early years of university, I was deeply concerned about the topic of evil (morally wrong acts) in my personal and academic life. When I discovered Prinz’s theory, things started to make sense to me. Discovering the moral mechanisms made me being more able to understand to different people.

Later, I moved from ethics into political philosophy, because I felt the need to step from the theoretical into practical zone and spread the tolerant idea of moral relativism.

In my recent research concerning philosophy of Urbanism I moved to the smallest (in the social way) unit – to the city. From the abstract clouds of ethics, through investigating the huge moral debates, my interest started to be focused on this small unit, in which are the political philosophy and moral relativism meeting.

  1. Where did you study before? Where are you studying now?

All of my degrees I did in Brno, Czech Republic. It’s the whole time the home university for me. But meanwhile studying in Brno, I spent 6 months in Lyon, France during my bachelor diploma, another 6 months in Wroclaw, Poland during my master diploma, and recently I came back again from Lyon, France, where I spent a doctoral internship.

  1. What was your main aim when you chose the University for study? What criteria were deciding for you?

I’ve chosen the university in Lyon, because as I mentioned before, I spent there six months four years ago, and my stay there opened my philosophical eyes for new approaches and mostly, it showed me the thinking about the city as a philosophical problem.

In my PhD studies I have chosen the philosophy of Urbanism as my main topic, so my choice was quite simple, because there are not so many departments of philosophy, handling with this topic, I’m almost sure, there can be at most three of them.

From my previous stay there I knew an awesome teacher, who showed me the political part of planning a city. I contacted her and she sent me contacts for the ideal professors I can deal with.

The main reason why I have chosen this university was Jean-Philippe Pierron, who agreed to be my supervisor and was very excited about my work.

  1. What was the process of application? Did you use programs as Erasmus?

I used the Erasmus programme, because it was the easiest way how to apply. The process was quite easy, because it wasn’t my first stay abroad, so I was experiencing. And the biggest advantage was that I wasn’t coming as a regular student who has to attend classes and has to get marks, I just came there to do my research and work on my thesis.

  1. What about the language?

Officially you are not able to study in English, the official language is French. My level of French is not the best one, but I can actively solve the main problems and the most important thing is that I can read texts in French. With my supervisor I speak French in the written form and English with a few French words.

  1. What is the specificity of that university? Is it different from your home university?

The biggest difference is the social status of philosophy. In France, it is one of the most respected fields of study, so you can see it even at the university. That’s why the whole ambiance is very different.

This goes along with the difficulty level. For example, at university in Lyon you have for every course lecture and a “workshop”. It means, that if you have a course of Plato, you have to attend lectures and at the same time workshop, where you are reading the books and doing interpretations and argumentation analysis.

The department of philosophy is quite friendly and familiar, so you know everyone and it’s not that uncommon to call professors by their first name.

What surprised me, there weren’t so many oral exams — most of the exams are so-called “dossier” - essays on any topic. This tradition is the same from the high school, where they have a course of philosophy in their last year.

At the end of the last year of high school they have to write quite a long essay about some abstract topic like “freedom” or “free will” while using source literature and proposing their opinion backed with arguments. That’s why the philosophy is so respected among the people, because who studied high school, had to go through this hard challenge. Many people told me, that philosophy was the most difficult subject in their high school.

For example, at the first year of philosophy studies, there is a course about Plato and at its end you have to write an essay about some specific problem for at least 15 pages. Of course, the quality matters.

The grading system is from 0 up to 20, while 20 is the maximum. For passing the exam, you have to score 10 or more. It seems quite easy to score 50% of all score, but from what I’ve experienced, people are feeling like gods if they receive 15.

Another difference is that philosophy in Lyon is trying to be more practical. It is not a rule, but the professors are glad, if you are working on something which is connected with practical world — the most used connection is environmental philosophy. You can see this link even when it comes to PhD studies. The applicants with some commercial deal are preferred. In the philosophy of Urbanism, for example, one student was working for an architectural studio. Because she had this private enterprise as a guarantee, it was easier to apply for the studies and for the scholarship, which is (since  I understood) paid by both — university and the enterprise.

The link to practical world can be seen on the topics of PhD thesis. For example, I have to still think about one thesis, which was called something like “The political implications of joint-gardening at urban courtyards”.

  1. Did you have a tutor? Tell us about him or her, please.

I’ve got a supervisor, I’ve mentioned him before — Jean-Philippe Pierron.

Despite the fact he was the main head of the doctoral programme, he was very humble and friendly. He was all the time trying to be sure, that I’m doing well when it comes to the studies and my personal life as well.

At the first meeting he assured me that my topic is deeply philosophical and I don’t have to be worried about the academic acknowledgment. He presented me another approaches to the city, I’ve never thought about the phenomenological approach when it comes to the city.

He was almost 24/7 on the email and helped me with everything I needed. To sum it up, I wait for him to have more time to come to Lyon again under his supervision.

  1. Which philosophical areas and topics are popular among students and teachers?

I think that the coverage of philosophical areas is quite standard. The biggest difference is a higher popularity of political issues and involvement of the students in actual practical debates, for example in the ecological debate.

  1. How long was your study there? Are you going to come back in Lyon in the future?

For the first time it was six months, the latter one was for three months.

I definitely want to go back for another internship and these days I’m thinking about Cotutelle programme, which means PhD studies in two universities at the same time for two degrees.

  1. How did the stay help you in your dissertation project?

It really helped me, mostly psychically, because I saw on my own eyes, that my kind of a controversial topic is a standard philosophical one.

My supervisor and another authors gave me a nice tips for the literature, which was unknown for me, and thanks to this I wrote 50 pages of my thesis during those three months.

Jean Moulin University Lyon III (Université Jean Moulin Lyon III) is a French public university, based in Lyon. It is under the supervision of the Academy of Lyon. A total of 22,500 students study there for a two-to-eight-year degree. The Faculty of Philosophy of Lyon-III offers a specialization in aesthetics (DEA study system - reference architecture and urban), a postgraduate museology and new media and in ethics (philosophy of life).*

*information from Wikipedia

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK

No Comments Yet.

Leave a reply