Язык этики Аристотеля: аспекты неопределенности и формы выражения (книги 1 – 4). Часть I.

Первую книгу «Никомаховой Этики» Аристотеля можно рассматривать в качестве введения. Она содержит различные формулировки, объединенные общим принципом. Здесь он указывает ряд методических моментов, с которыми следует ознакомиться его ученикам и всем тем, кто будет читать это произведение. Так как вопросы, затрагиваемые Аристотелем в его учении, и освещаемые им выступлениях и письменных работах, поставлены и разработаны самим автором, нам не следует принимать их такими, какие они есть без опоры на изучение фактов. Наличие точной концепции и понимания этих пунктов, которые выступают в качестве руководящих шагов, по словам Аристотеля, является очень важным, так как «начало – это, очевидно, больше половины всего [дела]» (1098b).

Первоначально Аристотель проводит обзор того, над чем он собирается работать. Его предполагаемая область исследований/преподавания имеет конкретный предмет, систему координат, метод и учеников (у него была своя школа и ученики). Эти аспекты повторяются в первой главе в нескольких местах, но в этой статье мы попытаемся органично собрать их вместе. Представленные характеристики и противоположности следует понимать в их аристотелевском значении, поскольку, в целом, они требуют применения рассуждений определенного вида и соответствующего письменного и устного изложения, о чем читатель обязательно должен знать.

Прежде всего, Аристотель сообщает нам, что этика относится к «практической» области, в отличие от «непрактической». Я думаю, он имеет в виду, что в этическом поле, действуя/бездействуя по практическим соображениям, в том или ином роде, мы становимся более нравственными или менее нравственными людьми (1103b). В соответствии с этими заданными параметрами философ приступает к исследованию своего предмета, его характеристик, методов, а также учеников с их индивидуальными особенностями.

«Предмет» этики подходит для исследования с «практической» точки зрения, вследствие этого, мы можем говорить о его природе «приблизительно/ περιλαβεῖν», ограничиваясь лишь общим описанием или схемой основных характеристик без детализации. Иными словами, не следует рассуждать о характере такой реальной и достижимой категории подробно. Например, чтобы дать точное определение счастья, философ в общих чертах говорит о том, что оно должно иметь отношение к конкретной жизни или назначению человека, которое отвечает его природе. Исходя из этого, Аристотель определяет счастье как особое качество деятельности души сообразно добродетели. Затем, расширяя это определение, возможно добавлять подробности с помощью элементов, которые уже имеются в распоряжении, или тех, которые будут появляться с течением времени (1098a). Эта же мысль повторяется в его введении в отношении благополучия и невзгод потомков, друзей умерших (1101a) и природы души для лучшего понимания человеческого совершенства (1102a).

Тогда, что касается этого положения предмета этики, мы должны ожидать определенной «точности/ἀκρίβεια», которая должна отличаться от определения степени соответствия, используемой в других дисциплинах. Это означает, что в этике мы не сможем достичь “теоретической истины” и мы не будем пытаться это сделать. Для нас возможно добиться только некоторого приближения к ней, что считается “практической истиной”. Таким образом, Аристотель не отрицает истину, этика лишь определяет ее особый вид и это не является чем-то положительным или отрицательным для сути нашего исследования.(1098a).

Помимо этой особенности на макроуровне, по словам Аристотеля, на пути к счастью, на микроуровне существуют амбивалентности относительно «нравственной добродетели». Они являются необходимыми элементами для достижения счастья, и может показаться, что среди них нет однородности. Эти две характеристики создают определенное состояние, относящееся к природе предмета этики, которое называется неточностью или «неопределенностью/πλάνην». Вследствие этого, люди блуждают и сбиваются с пути, т.к. нет четкой инструкции, указывающей направление.

Что касается описания «предмета» этики Аристотеля, мы рассмотрим понимание им этических «характеристик». По его словам, этические характеристики не ограничиваются конкретными и объективными «выводами и предпосылками», мнения также считаются данными. Это означает, что то, что люди говорят об этике и то, что они считают этическими вопросами, следует рассматривать как этические характеристики (1098b).

Как правило, мы ожидаем, что упомянутое определение предмета этики будет распространено и на его характеристики, и это так и есть. По мнению Аристотеля, есть два свойства у этических данных. Одним из них является неопределенность или πλάνην (это качество мы упоминали ранее), и еще одним – «Διαφοράν/различие». Некоторых суммарный результат этой неопределенности и различий приводит к идее, что различия между этическими данными являются созданными и условными, и ни одно из них нельзя назвать естественным или существенным. Кроме того, в результате этой ситуации этические вопросы не должны основываться на незыблемых принципах, поскольку заданные конвенции потенциально изменчивы.

Следующий вопрос – соответствующая методология этики. Что касается различий и спецификаций среди дисциплин, Аристотель предлагает множество методов вместо универсальности. В результате этика имеет определенный предмет, характеристики и, следовательно, у нее также должна быть собственная методология. По мнению философа, существуют два метода: один из них начинается с архэ, другой является средством для первого (1094b). Но есть два вида архэ, то, которое “известно само по себе” и то, которое “известно нам”, и этический метод имеет отношение к последнему. Соответственно, подходящий метод этики исходит из наших человеческих принципов (1098b).

И если эти архэ/принципы будут очевидны для тех, кого это касается, то вопрос “почему” не возникнет, но если это не так, то появятся вопрошающие и ученики, и этой проблеме Аристотель посвящает четвертую и последнюю тему. Он не уравнивает тех, кто занимается этикой. Философ разделяет их на группы:

- те, кто знает, что они знают причины, поэтому, они не могут быть учениками;

- те, кто не знает, но слушают тех, кто знает; те, кто не знает, что они не знают;

- те, кто не знают и не прислушиваются к словам тех, кто знает;

- те, кто молоды годами, не имеют жизненного опыта;

- и те, кто по причине подверженности страстям, молоды по характеру.

     Тем самым Аристотель определяет границу между собой как наставником в философской этике и теми, кто мог прийти в Лицей и считаться его учениками (10951a, 1095b).

Такая «сложность» в деле достижения неточного и приблизительного, в противовес точному и  достоверному, требует применения определенного типа дифференцированного «логоса», состоящего из речи/письма/логики. То есть, она нуждается в точной версии этической истины, и, кроме того, в предоставлении и обработке определенных рассуждений, предпосылок, утверждений и выводов. У Аристотеля существуют разные оценки рассуждений, согласно природе и возможностям предмета, а это означает, что между ними существует прямая пропорция. Теперь то, что мы сказали ранее, становится актуальным и функциональным по значимым причинам. Согласно нашему толкованию, Аристотель изображает предмет этики в общих чертах, к тому же, в его рассуждениях немало «разного и неточного». По его мнению, и в различиях других предметов/характеристик есть «неточность», следовательно, рассуждения о них тоже не являются точными (1094b20).

Согласно Аристотелю, аргументы, рассуждения, обсуждения и высказывания в этике возвращаются к ее предмету, характеристикам, методологии и ученикам, которые в целом влияют на этический аргумент и его составляющие.

     Этические аргументы строятся на двух уровнях: общем и частном, из которых первый уровень относится к понятиям и действиям в целом; а второй – к отдельным действиям. Это означает, что на общем уровне нет точных и фиксированных законов, но есть отрывочные аргументы; и поскольку отдельные случаи не могут быть помещены в какие-либо установленные и определенные рамки, в каждом конкретном случае субъект должен сам решить, что делать или не делать (1094a).

Таким образом, общие положения включают в себя одни и те же случаи, одни и те же средства и те же обстоятельства. В этических добродетелях и недостаток, и избыток могут быть губительны; и удовольствия, и страдания, которыми сопровождаются поступки, должны быть приняты как проверка на наличие привычки или характера, так как в целом, многие факторы создают и закрепляют это состояние (1104b), и то или иное определение добродетели и порока (1107a). Когда человек намеревается совершить этический поступок, он должен действовать или не действовать с учетом этих общих понятий в соответствии с конкретным временем, местом, манерой, условиями, обстоятельствами, случаями и т.п.

Следовательно, «общие/неспецифические» наставления будут реализованы субъектами в отдельных случаях и событиях в виде «ситуационных» правил, поэтому этическое утверждение должно быть оформлено в «общих/не абсолютных» терминах. Похоже, что для Аристотеля эта особенность имеет два аспекта: один – в отношении конкретных качеств добродетели, которые проявятся через действие; и другой – в отношении конкретного человека/обстоятельства, являющихся субъектами. В этой связи мы можем рассмотреть таблицу добродетелей и пороков в 1107b. Интересно, что во время размышлений и разговоров о деталях иногда мы сталкиваемся с лексическими недостатками и необходимостью вводить новые имена и идиомы, чтобы почувствовать тонкости. И это можно считать проблемой при формулировании этических конкретных утверждений, когда у нас нет соответствующих конкретных терминов (1110b). Когда мы думаем и говорим об общем, мы довольно легко работаем с несколькими общими терминами, и нам этого достаточно, но это не подходит по отношению к конкретным частным случаям, и это проблема, на которую Аристотель указывает в ходе обсуждения определенных добродетелей и пороков (см., в частности, 1108а, 15). Из этого мы можем заключить, что очень важно знать название и содержание деталей. В целом, существуют категории, которые должны быть указаны в соответствии с предполагаемым конкретным случаем: исполнитель, действие, объект воздействия, средство, метод, причина и результат (1110b). Таким образом, в любом этическом событии, далеком от универсальности, должно быть указано конкретное содержание каждой из упомянутых категорий, с тем, чтобы стало возможным сделать соответствующее, обоснованное этическое утверждение.

В этой связи, я хотел бы перечитать утверждение Аристотеля о proairesis/предпочтении (1111b5-1112a15). Изначально оно представляет собой короткую фразу, состоящую из логических терминов, где он пишет о том, как они “появляются” и что один из видов выбора – это “воля”. Затем Аристотель отмечает, что неправильно определять proairesis как влечение, яростный порыв, желание или определенное мнение (как его общие, так и конкретные варианты). Тогда он подходит к главному вопросу: «τί οὖν ἢ ποῖόν τι ἐστίν, ἐπειδὴ τῶν εἰρημένων οὐθέν»/«если ничто из названного не есть сознательный выбор, то, что же он тогда такое и какой он?» (1112a10). Нам нужен буквальный перевод, чтобы в полной мере понять ответ на этот вопрос. Философ не ставит строго теоретический вопрос о том, «что такое предпочтение?». Он задает практический вопрос «как возникает предпочтение?». Ответ философа состоит из трех взаимосвязанных элементов: внешнего проявления, которое он упомянул вначале; здравой интуиции; и этимологии греческого слова proairesis. Можно сказать, что они являются обоснованными характеристиками практического рассуждения об этическом субъекте в виде предпосылок. Основной термин в них – “кажущийся/dokei”, и это определяет их общий дух, а не универсальный/единый.

Эта последняя проблема становится заметной в высказывании Аристотеля о «принятии решения/βουλευσις», которое также является причиной предпочтения. Этика – это, по сути, сфера человеческой деятельности, в которой люди являются действующими лицами. Это означает, что помимо вопросов, причиной появления которых является природа, необходимость и случай, формирующих различные определенные отрасли знаний, существует конкретная исключительно человеческая область, которая является результатом разумного действия людей. Вопросы этой сферы являются общими, неточными, относительными/неабсолютными; неопределенными, возможными, несистематическими, ориентированными на средства, неориентированными на конечный результат, концептуальными/перцепционными и непрогнозируемыми (см. их список в 1112b-1113a).

До сих пор я указывал на то, что в области счастья и моральных качеств, с точки зрения методологии, Аристотель упоминает о качественном различии в рассмотрении практических вопросов (1104а) и теоретических, технических единиц.

     В следующей части статьи я попытаюсь высказать некоторые предположения для греческого слова δοκεῖ/кажущееся, которое Аристотель использует в своих текстах.

Автор: Мостафа Юнеси

Перевод: Олег Басов

 

Литература:

Aristotle, Nicomachean Ethics, H. Rackham (Trans.), Loeb Classical Library edition 1962.

- Aristotle, Nicomachean Ethics, F. H. Peters (Trans.), Barnes & Nobles 2004.

- Aristotle's Nicomachean Ethics, Robert C. Bartlett & Susan D. Collins (Trans.), University of Chicago Press 2012.

- J. A. Stewart, Notes on the Nicomachean Ethics of Aristotle, BiblioLife 2009.

- John M. Tutuska, Aristotle’s Ethical Imprecision: Philosophic Method in the Nicomachean Ethics, Dallas University Press 2010.

- Georgios Anagnostopoulos, Aristotle on Variation and Indefiniteness in Ethics and Its Subject Matter, Topoi 15:107-127, 1996.

 

Опубликовано 29.12.2017

 

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Language of Ethics in Aristotle: Facets of Inexactness and Appearance (in Books One – Four). Part I

     In the First Book of Nicomachean Ethics that can be considered as the introduction of Aristotle to this treatise, with different wordings but a shared tenet many times he mentions to the methodic points that should be taken into consideration by his students at the school and readers of this writing. For these points are materialized and manifested in the teaching, speaking and writing of its maker and introducer too, and we should not take them at face value. As a result, having a precise conception and understanding of these points that function as guiding steps are very crucial for according to Aristotle, “well begun is half done” (1098b).

Initially, Aristotle depicts a panorama of what he wants to work on. His intended field of research/teaching has a specific subject; data; method and learner (for he is a master with specific school and students). These dimensions are repeated and scattered in Book One as his introduction, but here in an organic way, we try to collect and bring them together in one place. These characteristics all together with their opposites should be understood in their Aristotelian meanings. For on the whole they necessitate a specific kind of reasoning, speaking and writing language that a reader should be aware of.

First of all, we are informed by Aristotle that ethics belongs to the “practical” field in distinction of “non-practical”. I think he means that in the ethical field through practical reason by acting/nonacting (not with theory and technic) in this or that kind we become ethical or non-ethical human beings (1103b). Then in accordance with this specific field of knowledge, he considers its subject; data; method; and students in their own particular qualities.

The “subject” of ethics is good (s) from a “practical” point of view and, as a result, we can speak about the nature of it in “outline / περιλαβεῖν” that is a general description or plan of the essential features but not the detail. In other words, speaking about the nature of such a realizable and attainable category cannot be done in detail and minutes. For example, in regard to giving a precise definition of happiness, he says in outline that it should have relation with the specific life or exercise of man that is assigned for him by nature and according to this guidance happiness “is the exercise of this faculty in accordance with excellence or virtue,…” and then we can fill in the details with the available and extant items or by the items that will come up in the passage of time (1098a). The same idea is repeated in his introduction in regard to the prosperity and adversity of the descendants and friends of the dead (1101a); and nature of the soul for understanding human excellence (1102a).

Then, with regard to this state of ethics subject, we have to expect a specific kind of “accuracy/ἀκρίβεια” that is and should be distinct and different from accuracy in other disciplines. It means that in ethics, we will not and cannot reach to the “theoretical truth” but to some approximation of it that is called “practical truth”. Thus, Aristotle does not negate truth, but in ethics a specific kind of it is intended and it is not something good or bad for the nature of our subject-matter dictates it (1098a).

Beside this quality on the macro level, according to Aristotle, there are ambivalences about the “moral virtues” on the micro level as necessary particulars on the way to happiness and it seems that there is not homogeneity among people about them. These two characteristics construct a specific state for the nature of ethics subject that is inexactness or “uncertainty / πλάνην”. Consequently, people are wandering and stray and there is no certainty and a given clear-cut direction.

Now with regard to his outline of ethics “subject”, we consider Aristotle understanding of ethical “data”. In him, ethical data is not limited to the concrete and objective aspects or facts and beliefs are considered data too. It means that what the people say and opine about ethics and ethical issues should be considered as ethical data (1098b).

Normally, we expect the mentioned characteristic of ethics subject spills over to its data too and it is so. For Aristotle numerates two qualities for ethical data which one of them is πλάνην or uncertainty (as he mentioned before and we are familiar with) and the added new one is “Διαφοράν / difference”.  For some, the sum result of this uncertainty and differences leads to this conception that distinctions between ethical data are merely conventional / constructed and none of them are natural or essential. Besides, as a result of this situation, ethical matters are not amenable to immutable laws for conventions bring with themselves changeability.

The next issue is the appropriate method of ethics. With regard to the distinctions and specifications among disciplines, Aristotle suggests the plurality of methods instead of universality. As a result, ethics has a specific subject, data and end it should have its own method too. According to him, there are two methods, one that begins from the archai; and one that works up to them (1094b), which the former is ethics method. But there are two kinds of archai, those that are “known in itself” and those that are “known to us” as human beings and ethics method has relation with the latter one. Accordingly, the suitable method of ethics is proceeding from our human principles.

And if these archai/principles will be evident for those who are concerned, the question about their “whyness” will not arise, but if it is not so, there will be questioners and learners and this issue shapes Aristotle fourth and last point.  For him, those who are concerned with ethics are not homogenous and accordingly he classifies them: those who know that they know the reasons and as a result in the precise meaning they are not learners; those who do not know but listen to those who knows; those who do not know that they do not know; those who do not know and do not heed the words of those who know; those who are young in years and lack the experience of the life affairs; and those who are young in character because of feelings influence over them. Thereby Aristotle delineates the limit of himself as the master of philosophical ethics and those who could come to his lyceum and considered as his learners (10951a, 1095b).

Such a “complexity” necessitates a specific kind of differentiated “logos” – that consist of speaking/writing/logic - in order to reach to a coarse and rough, in opposition with exact, accurate, and precise, version of ethical truth and besides providing and processing certain kind of reasoning, premises; statements; and conclusions. In Aristotle, according to the natures and capacities of the subjects there are different grades of reasonings and it means that there is a direct proportion between them. Now what we have said before becomes relevant and functional in meaningful ways. According to our reading, Aristotle depicts the subject of ethics in general terms, besides, its data are uncertain and different. Thus, he says that in the distinctions of the other subjects/data it is “inexact” and reasoning about it is inexact too (1094b20).

According to Aristotle, argument, reasoning, speaking and making statements in ethics return to its subject-matter; data; method and learners that on the whole influence the ethical argument and its constituents. Ethical arguments are constructed in two general and particular levels in which the former pertains to the notions and actions in general; and the latter to the individual actions. It means that on the general level, there are no exact and fixed laws but there are sketchy arguments; and because the individual cases cannot be placed under any established and defined cast, on the particular level the agent him-/her-self should decide what to do or not to do (1094a). It means that, in general terms that consists of the same occasions, the same means and the same circumstances, we can say that in ethical virtues to fall short and to exceed are alike fatal; or the pleasure or pain that accompanies the acts must be taken as a test of the formed habit or character because in general many factors establish and construct such a state (1104b); and this or that is the definition of virtue and vice (1107a). And when an individual wants to do an ethical act, he or she should act or not act with considering these general notions in connection with the specific time, place, manner, conditions, circumstances, occasions, and the like.

Thereby the “general/non-specific” guides will be realized by the “ethical agents” in individual cases and events in the form of “situational” guides and as a result, the ethical statement should be made in “general / not absolute” terms. It seems that for Aristotle this particularity has two aspects: one with regard to the specific qualities of the virtue that will manifest themselves through and in action; and the other with regard to the specific person / case that is the agent and those who are receiver – in this relation we can consider the table of virtues and vices at 1107b and afterwards. Interestingly, during thinking and speaking about the particulars sometimes we experience lexical shortcomings and the need of introducing new names and idioms are felt in order to capture the subtleties. And it can be assumed as a problem in making ethical particular statements when we have not the pertinent particular terms (1110b). For in thinking and speaking about the general, we work rather easily with a few general terms and they are sufficient for us, but it is not the same in relation to particular micro cases and it is an issue that Aristotle indicates in some places of his discussion about the particular virtues and vices (see especially 1108a,15). As a result, it is very basic to know the names and contents of the particulars. On the whole, there are categories that in accordance with the intended particular case should be specified: doer; deed; the patient; instrument; the way; for the sake of; and the result (1110b). Thus, in any ethical event far from universality, the particular content of each the mentioned categories should be specified in order that making a suitable and a justifiable ethical statement becomes possible.

In this relation, I want to re-read Aristotle account of proairesis / preference (1111b5-1112a15). Initially, in a short phrase consists of logical terms he writes that it “appears” that the genus of preference is “will” and then begins his negative procedure in order to show that proairesis is not appetite; anger; wish; and opinion (both its general and particular versions). Then he reaches to this positive main question:  “τί οὖν  ποῖόν τι ἐστίνἐπειδὴ τῶν εἰρημένων οὐθέν;/ Then how a thing is it when of the mentioned is not” (1112a10). We need a literal translation in order to see the quality of his answer to this kind of question.  He does not make a purely theoretical question about the “what is preference?” But a practical one “how thing is preference?” Aristotle answer to his question consists of three interconnected elements: an appearance that at the beginning he mentioned; a commonsensical intuition; and a (folk) etymology of the Greek word proairesis. And we can say they are justifiable characteristics of a practical reasoning about an ethical subject in the form of premises that basic term in them is “seeming/dokei” and thereby it gives them general spirit and not universal /monolithic one.

This latter issue becomes salient in Aristotle account about bouleusiV/ deliberation that is also the cause of preference. Ethics is essentially the sphere of human actions in which human beings are actors. It means that apart from matters that are products of nature, necessity and chance in which they shape different and distinct branches of knowledge, there is a specific exclusive human field that belongs to the reasonable actions of human beings. Matters of this sphere are general, inexact, relative /non-absolute; uncertain, possible, nonsystematic, instrument (s)-oriented/ not end-oriented, conceptual/non-perceptual, and unpredictable (see the list of these in 1112b-1113a).

Up to here, I have shown that in the field of happiness and moral virtues, as a methodological point Aristotle mentions to the quality of reasoning about practical matters (1104a) in distinction from theoretical and technical ones.

     In the next part of the article I am going to try to make some suggestions of English version for Greek word δοκεῖ / seeming that Aristotle uses in his texts.

 Author: Mostafa Younesie

 

References:

Aristotle, Nicomachean Ethics, H. Rackham (Trans.), Loeb Classical Library edition 1962.

- Aristotle, Nicomachean Ethics, F. H. Peters (Trans.), Barnes & Nobles 2004.

- Aristotle's Nicomachean Ethics, Robert C. Bartlett & Susan D. Collins (Trans.), University of Chicago Press 2012.

- J. A. Stewart, Notes on the Nicomachean Ethics of Aristotle, BiblioLife 2009.

- John M. Tutuska, Aristotle’s Ethical Imprecision: Philosophic Method in the Nicomachean Ethics, Dallas University Press 2010.

- Georgios Anagnostopoulos, Aristotle on Variation and Indefiniteness in Ethics and Its Subject Matter, Topoi 15:107-127, 1996.

 

Published 29.12.2017

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK

No Comments Yet.

Leave a reply