Ассимиляция трагического: Юм и Лессинг

Тьяго Магалес

Первое и обязательное условие при осмыслении трагического мифа – это поиск доставляемого им наслаждения в эстетической сфере.

Фридрих Ницше

Введение

     Когда два автора, независимо друг от друга, начинают решать вопросы, связанные с эстетикой, отталкиваясь от одного и того же, иначе как совпадением это не объяснить. Хотя, не менее удивительным кажется определение главной проблемы в эссе Юма "О трагедии" (1757) и в произведении "Лаокоон" Лессинга (1766). И тот, и другой исследовали интереснейшую проблему об эстетической оценке трагического. Юм спрашивает, как трагедия, подразумевающая печаль, мучение и отчаяние, может вызывать в зрителе удовольствие. Как можно получать наслаждение от просмотра мрачных сцен? Что позволяет нам воплощать в искусстве ужасные идеи? С другой стороны, Лессинг затрагивает ту же самую проблему, когда критикует мнение Винкельмана о скульптуре Лаокоона, предлагая затем свою собственную точку зрения. Лессинг не соглашается с идеей, что в скульптуре отображается греческая душа, “благородная простота и безмятежное величие”, которая преодолевает страдание и боль без отчаяния. Он ставит вопросы, почему и каким образом художники могут представлять трагическое и делать его значимым. И Лессинг, и Юм, исследуя проблему изображения трагедии, ужаса, боли и печали, приходят к выводу, в котором сама форма изображаемого, является решением и оправданием наслаждения трагическим.

     Цель данной работы: определить с помощью комплексного метода точки совпадения во взглядах обоих авторов на «ассимиляцию трагического». Надеюсь, что это исследование поможет лучше понять наше современное трагическое общество.

untitled-1 1. Лессинг и эндогенез

 “Во-первых, вспомните пример, который является отправной точкой для Лаокоона: как объяснить, что главный герой знаменитой скульптурной группы едва открывает рот, даже испытывая сильные страдания?” (ТОДОРОВ, 1980, с. 26). Как было сказано выше, Винкельман объясняет это наличием внешнего фактора, понятием о греческой душе, которая была способна достойно противостоять даже сильному ужасу. И художник, изображая душу, испытывающую ужас, делал видимым тот факт, что греки страдают в “великой простоте”, не кричат и не уродуют лицо. Однако, по мнению Лессинга, должна существовать другая причина, удерживающая художника от отображения в мраморе этого крика отчаяния, «почему художник отступил здесь от своего соперника-поэта, который умышленно ввел в свое описание этот крик». Это означает, что разные художественные жанры выражают боль по-разному, потому что материал, устанавливает определенные рамки. Музыка, поэзия, скульптура, живопись имеют различные средства выражения, подразумевающие конкретные правила. По словам Тодорова, это большой вклад мысли Лессинга в эстетику: эндогенез произведения искусства. Причина сдержанного вида в Лаокооне есть «все взято от природы искусства, от его необходимых пределов и острых необходимостей” (ТОДОРОВ, 1980, Лессинг, с. 27). В соответствии с “высшим законом искусства, законом красоты” (Лессинг, 1998, с. 92), художник и материал, с которым он работает, и с которым он входит в тесную связь, создают пределы и правила для выражения. Разрешение проблемы Лаокоона, в котором выражение лица не соответствует реальному страданию представленного момента, это выбор автора в пользу прекрасного. Он не может заставить «застыть» безысходность и муки в скульптуре, так как по одному мгновению невозможно рассмотреть все отчаяние и ужас сцены. Художник “должен был превратить крик в стон не потому, что крик изобличал бы неблагородство, а потому, что он отвратительно искажает лицо.” (Лессинг, 1998, с. 92).

     В целом, у произведений искусства, в его различных жанрах, есть постоянные правила, внутренние правила самой формы. Поэтому существует первенство формы в каждом эстетическом жанре, которое определяется эндогенезом. Именно потому нельзя найти в изобразительных искусствах способ выражения трагического, который можно найти в поэзии. Поэзия развивает свои формы во времени, образы приходят и уходят, описания исчезают из нашего поля зрения, так как время течет, и ужасы и кошмары хотя и проходят через нас, не остаются перед нами навсегда. Язык, в этом случае, увеличивает возможности для выражения боли и страдания, скульптура, как «застывшая» сцена, не может отобразить все это таким же образом. Создание с помощью формы и материала, которые накладывают правила и ограничения на содержание, не определяет произведение искусства. “Закон” формы соблюдается во имя красоты.

2. Юм

      Как было сказано ранее, Юм начинает свое эссе «О трагедии» с провокационного парадокса о получении удовольствия в боли:

  Все мастерство поэта используется для разжигания и поддержания в своих слушателях таких чувств как сострадание и негодование, тревога и обида. По мере того как они страдают, они получают наслаждение, и никогда они не счастливы так, как когда используют слезы, рыдания и крики, чтобы дать выход своему горю (Юм, с. 217).

   Однако, «дать выход своей скорби» – это не повод для такого наслаждения. В своем исследовании трагического Юм исходит из двух трактовок трагического: Дюбо и Фонтанелля. Первый из них, оставивший заметный след в истории эстетической мысли, утверждает, что «любая страсть предпочтительней скуки». Нет ничего более неприятного для ума, чем аморфное состояние, не имеющее никакой страсти. Трагедия – это отвлекающий фактор, который будит нас и развлекает, дает цвет и насыщенность скучной и неактивной жизни. Юм в этом заявлении видит проблему в другом:

Это бесспорно, что тот же самый объект страданий, который доставляет нам наслаждение от трагедии, оказываясь перед нами, вызывает в нас самую неподдельную тревогу, хотя это же есть самое действенное средство от апатии и лени.

(Юм, с. 218)

   Сразу же, Юм объясняет нам мнение Фонтанеля о решении этой парадоксальной проблемы: “Удовольствие и боль, говорит он, которые являются двумя чувствами, настолько разными сами по себе, не сильно отличаются по причине их вызывающей. Появившись в самом начале, наслаждение продолжается, но перейдя определенный предел, становится болью; а далее боль, ослабевая, превращается в наслаждение” (Юм, с. 218). Фонтанель предполагает, что страсти находятся в сложной игре с изменением интенсивности, когда боль изменяется на удовольствие соразмерно. Один из примеров – это драматический театр. Трагедия здесь радует, потому что мысль о том, что это – представление и вымышленная ситуация, успокаивает наши сердца, даже когда есть тоска и отчаяние. По мнению Фонтанеля, взгляд на происходящее как на иллюзию, облегчает наши страдания.

   Но Юм развивает эту идею дальше. Он приводит некоторые примеры, в которых печаль – это не просто вымысел. Великий Цицерон растрогал свою аудиторию описанием ужасных сцен (реальных событий), и тем самым доставил ей наслаждение. Поэтому даже реальные трагические события могут вызвать удовольствие, если красноречиво подать их соответствующим образом. Юм тогда предполагает, что эффект наслаждения появляется из формы, в которой красноречиво представляется трагическое. Эффекты “проистекают из самого красноречия, с помощью которого представлена печальная сцена” (Юм, с. 219).

Гений обязан раскрасить объекты в живой манере, искусство служит для собирания всех трогательных обстоятельств, чтобы распорядится ими по своему усмотрению: воплощение, говорю я, этих благородных талантов соединяется вместе с силой слова и красотой ораторского искусства. Они распространяются величайшим наслаждением среди слушателей, и возбуждают самые приятные волнения.

(Юм, с. 219).

   То есть, речь идет о форме, в которой трагическое выражает себя. Это рождает наслаждение, тем самым превращает трагическое в эстетическое, и предлагает его в качестве объекта, “и душа, будучи, в то же время, воодушевленная страстью, и очарованная красноречием, чувствует сильное изменение, которое восхитительно” (Юм, с. 219). Это то, что позволяет нам наслаждаться трагическим, которое производит удовольствие, потому что богатство формы и эстетического труда, становится преобладающим, ослабляющим и преобразовывающим печальные страсти. Наконец, само прекрасное определяет подходящую меру трагического в различных эстетических формах.

   Разве это не то же понимание трагического, которое Лессинг раскрывает в своем Лаокооне? Эстетическое удовольствие от боли, это не так парадоксально, как это выглядит на первый взгляд. Потому что, форма, в которой выражается страдание, приводит нас к эстетическому восприятию, так как гармоничная игра воображения, облегчая грусть, превращает трагедию во что-то «без реальности».

   Здесь важно заметить, какое значение имеет слово легкость. И Лессинг, и Юм использовали это ключевое слово. Оба воспринимали форму как способ облегчить ужас и страдания, выражая этим красоту в боли, как парадоксальную гармонию. Дело в том, что боль и печаль, в определенном количестве, могут быть объектами удовольствия, потому что форма выражения допускает сублимацию или отстраненность от “реальных страстей”. На основании этого, я предполагаю, что мы сталкиваемся здесь с возможностью преодолеть отдельные и субъективные ограничения для более широкого понимания трагического.

   Мы могли бы сейчас спросить, повлияла ли гносеологическая почва, на которой возросли оба философа на то, чтобы рассматривать трагическое схожим образом. Что у них было общего в их глубоких представлениях о человеческой природе? Я не могу сейчас ответить на этот вопрос. Все же, при исследовании интереснейшей проблемы (как это возможно, чтобы трагическое было прекрасным?) оба философа открывают основополагающий закон для искусства и эстетики, который не может оставаться в тени философии. В этом законе форма, как начало относительно содержания, указывает нам пути и инструкции для осмысления того, как сегодня можно относиться не только к фильмам ужасов, страшным историям или жестоким зрелищам, привлекающим  «реальностью ситуации», а также давать оценку мировым проблемам, таким как голод и войны.  Каковы границы, в которых эти события могут быть приемлемы? В каких пределах они могут быть «сублимированы» медиа средствами в эстетический феномен? Как Юм поясняет: «Кто бы мог подумать, что это хороший способ для утешения страдающего родителя, преувеличить, со всей силой ораторского искусства, невосполнимую потерю, с которой он столкнулся в связи со смертью любимого ребенка?» (Юм, с. 223). Несмотря на разницу во взглядах, оба автора утверждают, что в определенных пропорциях трагическое может быть приемлемо. Этот общий принцип позволяет совместить возникновение и принятие трагического в объекте эстетики. Так происходит ассимиляция трагического в желанной форме.

С английского перевел Олег Басов

Библиография

HUME, D. Essays Moral, Political, Literacy, edited and with Foreword, Notes and Flogssary by Eugene F. Miller, with an appendix of variant readings from the 1889 edition by T. H. Green and T. h. Grose, revised edition (Indianapolis: Liberty Fund). 1987.

LESSING, G. E. Laocoonte ou sobre as fronteiras entre pintura e poesia. Com esclarecimentos ocasionais sobre diferentes pontos da história da arte antiga. Introdução, tradução e notas de Márcio Seligmann-Silva. São Paulo – SP. Editora Iluminuras. 1998.

NIETZSCHE, F. A Origem da Tragédia. Revisão Maria Clara de Faria. São Paulo – SP. Editora Moraes. 1984.

TODOROV, T. Os Gêneros do discurso. Tradução Elisa Angottui Kossovitch. São Paulo: Martins Fontes, 1 ed. 1980.

 

Опубликовано 21.9.2016

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK

1 Comment

  1. fabriccaresweeps.com

    Hume locates the origins of religion in emotion, particularly fear and the desire to control the future.

Оставить комментарий

The assimilation of the tragic: Hume and Lessing

Thiago Magalhães

The first and indispensable intelligence of the tragic myth is to look for its joy in an aesthetic sphere.

Nietzsche

Introduction

     May be only a coincidence that two isolated author start from the very same points to resolve problems related to aesthetics. However, the initial question brought by Hume in his essay On Tragedy (1757) and the one brought by Lessing in his Laocoonte (1766) is no less curious. They both question the intriguing problem of the aesthetic appreciation of the tragic. Hume asks how a tragedy, full of sadness, anguish and despair, may cause pleasure in the spectator. How one can watch and have pleasure with terrible stories? What allow us to represent in art those horrible ideas? On the other hand, Lessing is involved in the very same problem when criticizes Winckelmann views on the Laocoonte’s sculpture, developing then his own view. Lessing does not agree with the idea that the sculpture manifests the Greek soul, the “noble simplicity and serene greatness” that overcomes suffering and pain without despair. He demands why and how the artists can represent the tragic and make it appreciable. Both Lessing and Hume departs from that problem, respecting a “right” of the representation of tragic, horror, pain and sadness, to achieve a point of view in which form itself is the answer and the reason for that pleasure with the tragic.

     This paper aims, in a synthetic manner, identify that coincident point in order to understand how both authors thought the “assimilation of the tragic”. Hoping that this questioning may help us to enquire our contemporary tragic society.

untitled-2

 1. Lessing and endogenesis

     “Remember, first, the example that is the starting point to the Laocoonte: how explain that the main character of the celebrated sculpture group barely opens his mouth even in intense suffering?” (TODOROV, 1980, p. 26). As said above, Winckelmann explains that through an exterior factor, that is, the idea that the Greek soul was capable of a noble resistance of the horror. Would be that soul that the artist had represented the horror, making visible that the Greeks suffer with “great simplicity”, not screaming and not disfiguring the face. However, according to Lessing must exist another reason for the artist refuses to represent the despair scream on the marble, “because here the artist distinguish himself from his opponent, the poet, who expresses that scream with better design” (LESSING, 1980, p. 86). The reason is that the material imposes limitation to the expression. This means that different artistic genres express pain differently because the material imposes certain conditions. Music, poetry, sculpture, painting, are different supports that imply determinate rules. According to Todorov this is the great collaboration of Lessing’s thought to aesthetic: the endogenesis of work arts. The reasons that explain the moderate attitude in Laocoonte are “all taken from the nature of art, from its necessary limits and exigencies” (TODOROV, 1980, Lessing, p. 27). Under “the first law of art, the law of beauty” (LESSING, 1998, p. 92), the artist and the material that he works with get in a constrict relation, which creates limits and rules to expression.  The resolution to the problem of Laocoonte, in which the facial expression does not correspond to the real suffering of the represented moment, consists on the artist choice for beauty. He cannot “freeze” despair and anguish on a sculpture, it would be impossible to regard at once the misery and horror of the scene. The artist “was forced to smooth the scream into a sigh; not because the scream denounces an unworthy soul, but because it disposes the face in a loathsome way” (LESSING, 1998, p. 92).

     In general, the works of art, in its different genres, have immanent rules, inner rules of form itself. Therefore, there is a primacy of form in each aesthetic genre, a specific endogenesis. That is why one cannot find in visual arts the type of tragic expression that one find in poetry. Poetry develops its form in time, the images come and go, the descriptions disappear from our sight as the text goes on and the horror, the terrible, passes through us but does not stay in front of us permanently. Language, then, increases the possibility of representing pain and suffering; sculpture, as a “freeze” scene cannot represent in the same way. Deeply engendered to form and to the material that imposes rules and restrictions the content does not determine the work of art. Form “legislate” in beauty’s name.

2. Hume

     As said before, Hume starts his essay On Tragedy with the provocative paradox of have pleasure in pain:

The whole art of the poet is employed, in rousing and supporting the compassion and indignation, the anxiety and resentment of his audience. They are pleased in proportion as they are afflicted, and never so happy as when they employ tears, sobs, and cries to give vent to their sorrow” (HUME, p. 217).

     However, ‘to give vent to their sorrow’ is not the motive for such pleasure. Hume slowly proceeds his analysis giving subtle coups in two interpretations: Dubos and Fontanelle. The first, besides his importance in the history of aesthetic thought, states that ‘any passion is preferred to boredom’. There is nothing more unpleasant to the mind that the amorphous condition of not have any passion. It is the distraction, which awakes us and entertain, that gives color and intensity to the boring and idle life. Hume, on the contrary, sees a problem in this statement:

     It is certain, that the same object of distress, which pleases in a tragedy, were it really set before us, would give the most unfeigned uneasiness; though it be then the most effectual cure to languor and indolence. (HUME, p; 218)

   Right after, Hume gives us Fontanelle’s views on the solution of this paradoxical problem: “Pleasure and pain, he says, which are two sentiments so different in themselves, differ not so much in their cause. From the instance of ticking, it appears, that the movement of pleasure, pushed a little too far, becomes pain; and that the movement of pain, a little moderated, becomes pleasure” (HUME, p. 218). Fontenelle suggests that passions are in a complex play of intensities, as pain changes to pleasure regarding their moderated affection. One example is the tragic theater. Here, the tragedy pleases because the idea that it is a representation, a pretended situation, would make lighter our hearts even when there is anguish and despair. To Fontanelle, it is the idea of everything as fiction that eases our affliction.

     Again, thou, Hume will demand more. He presents some examples in which sadness is not ease by fiction. The great Cicero moved his audience describing scenes of terror (real events) and, however, pleased them. Therefore, even real events, tragic events, can cause pleasure if eloquence delivers them in such a way. Hume, then, suggests that the effect of pleasure comes from the form in which eloquence represents the tragic. The effects “proceeds from the very eloquence, with which the melancholy scene is represented” (HUME, p. 219).

     The genius required to paint objects in a lively manner, the art employed in collecting all the pathetic circumstances, the judgment displayed in disposing them: the exercise, I say, of these noble talents, together with the force of expression, and beauty of oratorial numbers, diffuse the highest satisfaction in the audience, and excite the most delightful movements. (HUME, p 219).

     In others words, it is the form which assimilates the tragic (in expression itself) that produces pleasure, making the tragic aesthetic and offering it as an object, “and the soul, being, at the same time, roused by passion, and charmed by eloquence, feels on the whole a strong movement, which is altogether delightful” (HUME, p. 219). That is what makes possible us to enjoy the tragic, because the richness of form, the aesthetic labor, becomes predominant, easing and transforming sad passions. Finally, beauty itself determines the right dose of the tragic in different aesthetic forms.

     Well, is not that the same meaning that Lessing gives to the tragic in his Laocoonte? Aesthetic pleasure in pain is not paradoxical as it looks like. Because it is the form in which suffering is expressed that leads us to aesthetic appreciation, as a harmonious play of imagination with an easiness of sadness, transforming the tragic in something ‘without reality’.

     It is important to note here what the word ease implies. Both Lessing and Hume have this keyword in their minds. Both see form as a manner of ease terror and anguish, expressing by this, as a paradoxical harmony, beauty in pain. The point is that, giving it proportions, pain and sadness can be objects of pleasure, because the form of expression allows a sublimation or detachment of “real passions”. I suggest, based on this, that we are facing here a possibility of transcend the individual and subjective limitations towards a higher signification of the tragic.

     We could ask now if the epistemic soil in which both philosophers lived had conducted them to consider the tragic in such a similar way. What they had in common in their deeply views of human nature? I cannot answer that in this moment. Nevertheless, it is this intriguing question (how is it possible the tragic to be beauty?) that both philosophers gives to art and to aesthetic a principle that shall not stay at the shadows of philosophy. In this principle of the form as first regarding content, we may find paths and instructions to think how today we can appreciate not only horror movies or terrible stories, but also the entertainment of violence with their appeal to “real situations”, and even our appreciation on worldwide problems such as starvation and war. What are the limits in which those events can be acceptable? Inside what borders are they “sublimated” by the media form into an aesthetic phenomenon? As Hume clarifies:

     Who could ever think of it as a good expedient for comforting an afflicted parent, to exaggerate, with all the force of elocution, the irreparable loss, which he has met with by the death of a favorite child? (HUME, p. 223). Although the differences between the authors, they both states that it is the proportion on the effect of the tragic that the expression is acceptable. Genesis and reception are, then, two routes that meet together with this common principle: the assimilation of the tragic into an acceptable form.

Bibliography:

HUME, D. Essays Moral, Political, Literacy, edited and with Foreword, Notes and Flogssary by Eugene F. Miller, with an appendix of variant readings from the 1889 edition by T. H. Green and T. h. Grose, revised edition (Indianapolis: Liberty Fund). 1987.

LESSING, G. E. Laocoonte ou sobre as fronteiras entre pintura e poesia. Com esclarecimentos ocasionais sobre diferentes pontos da história da arte antiga. Introdução, tradução e notas de Márcio Seligmann-Silva. São Paulo – SP. Editora Iluminuras. 1998.

NIETZSCHE, F. A Origem da Tragédia. Revisão Maria Clara de Faria. São Paulo – SP. Editora Moraes. 1984.

TODOROV, T. Os Gêneros do discurso. Tradução Elisa Angottui Kossovitch. São Paulo: Martins Fontes, 1 ed. 1980.

 

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK

1 Comment

  1. fabriccaresweeps.com

    Hume locates the origins of religion in emotion, particularly fear and the desire to control the future.

Leave a reply